Исправьте речевые ошибки, связанные с употребле­нием паронимов. Тавтология и плеоназм Она пришла в цветистом платье ошибка

1. Тест сделать, сдать ВСЕМ обязательно! (см. в конце записи)
2.Упражнение. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат - человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

ТЕСТ
A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) гналАсь
2) зАтемно
3) крЕмень
4) звонИт


A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.
2) Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
4) По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.


A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) промок под дождём
2) скучнее всего
3) пушные торги
4) около пятьсот учеников

A4Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Усвоив правила русской орфографии,
1) почти любое слово будет написано правильно.
2) не будет ошибок в диктантах.
3) развивается орфографическая зоркость.
4) вы будете писать грамотно.

A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лес, состоящий в основном из хвойных пород, тянется с севера на юг.
2) К.Паустовский утверждал, что всюду: в городе и в деревне, на севере или на юге страны – он прислушивался к русской речи, запоминал и впитывал в себя образный и поэтичный народный говор.
3) Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
4) К.Ушинский писал о том, что в языке отражается весь народ и вся его жизнь.

A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д.Менделеева, в которую был влюблен Блок.
2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».
3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.
4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)... (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широким и широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти разветвленную и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)... кино пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит свое прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть, прежде всего, явление литературное. (6)В нем достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Эстетически воздействует на человека только высокохудожественное произведение.
2) Кинематограф возник в конце XIX века.
3) Фильм «Остров» произвел сильное впечатление.
4) Говоря о недостатках фильма, мы обращаемся к исходным параметрам киноискусства: драматурги и режиссуре.

A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Наоборот,
2) Во-первых,
3) К примеру,
4) Однако

A9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) сценарий есть (предложение 5)
2) помогло перерасти (предложение 2)
3) что свидетельствует (предложение 3)
4) связи являются (предложение 4)

A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
2) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
3) сложноподчинённое
4) сложносочинённое

A11Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени.
1) 6
2) 2
3) 3
4) 4

A12Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ в шестом (6) предложении.
1) природный, совершающийся по законам живой природы
2) нормальный, обусловленный самим ходом развития
3) искренний
4) уверенный

A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окруже(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.
1) 1, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 3
4) 2, 4

A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ос...длать, выл..нять (от стирки), подд..ржать
2) ст..пендия, расст..лать (постель), разб..раться
3) аргум..нтированный, д..спетчер, выт..рать
4) адм..нистрация, распл..скать, подн..маясь

A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) не..бходимость, с..ответствовать, з..трагивать
2) пр..частие, пр..знательный, пр..способить
3) раз..ем, бар..ер, под..езд
4) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) леч..шь, приемл..мый
2) выскоч..шь, изуча..мый
3) лепеч..шь, расцвеч..нный
4) тащ..шь, невид..мый

A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. запрыг..вая Б. марш..вый В. просе..вать Г. вспыльч..вый
1) А, Б, В
2) В, Г
3) А, В, Г
4) А, Б, Г

A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
2) Нам (не)откуда было позвонить в город.
3) Роста он был (не)большого, сложен хорошо, лицом весьма привлекателен.
4) (Не)приятно гулять в такую сырую погоду.

A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, все это он делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.
2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, ЗА(ТО) нехорошо, коль пространно и скучно.
3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) все прощалось.
4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Всё внизу уже тонуло в сумерках () и только верх кургана освещался красными лучами солнца.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воссозданные (1) на портретах современники Карла Брюллова – люди (2) проникнутые (3) благородными устремлениями, жаждой жизни.
1) 1
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 1, 3

A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дни июня (1) представьте (2) были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубов (3) как будто (4) обмакнули в зеленый воск.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 1, 3

A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Переживание красоты сохраняется в каждой картине художника и будет сокровенным идеалом и непреложным звеном всю его жизнь.
2) Вся жизнь писателя и есть поиск и отбор средств выражения мысли и чувства.
3) У многолетних травянистых растений зимующие почки располагаются на нижней части надземных побегов.
4) Дороги на Руси строились как для торговых так и для военных целей.

A24Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении?
Зритель оказывается свидетелем всех душевных движений героев пьесы «Сослуживцы»: первоначальная отчужденность, обоюдная неприязнь перерастали постепенно в сочувствие друг к другу, а затем – во взаимную заинтересованность, нежность и, наконец, любовь.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолетом или гусеничной техникой.
1) 2, 4
2) 2
3) 1, 2, 4
4) 1, 2, 3, 4

A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится все опаснее.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 2, 3, 4

Прочитайте текст.

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших
промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию.
3) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
4) Московские меценаты – представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом. (2)Будто бы наших солдат сторожили специальные заградительные отряды, и того, кто пытался отступить, немедленно расстреливали. (3)Вот при трезвом размышлении наш боец и приходил к безрадостному выбору: если уж смерть всё равно неизбежна, то лучше пасть героем на поле битвы, нежели тебя, как предателя, пристрелят свои же.

(4)Нелепость такого «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. (6)Пыль, поднятая взрывами, закрыла солнце. (7)Земля ходила ходуном, как во время землетрясения, и я, слепой и оглохший, не понимал, где верх, где низ... (8)И что же, в такой момент, когда точно знаешь, жив еще или уже убит, кто-то сможет философствовать: раз бежать нельзя, что ж, делать нечего, приму геройскую смерть? (9)Это бред! (10)Страх не может превратить труса в героя! (11)Если бы это было возможно, все армии мира давно стали бы применять такой нехитрый метод воспитания воинской доблести. (12) Герой тем только и отличается от труса, что как-то умеет преодолеть страх смерти, что, истекая кровью, он почему-то продолжает сражаться с врагом. (13)»Как-то», «почему-то» -- я, несмотря на то что почти полтора года провел на передовой, не сумею объяснить, какие чувства руководят солдатом во время сражения, когда грань между жизнью и смертью становится почти неразличимой.

(14)Но важным мне здесь представляется иное: как современные люди объясняют себе поведение советских людей во время недавней войны. (15) «Фанатики, оболваненные пропагандой...», «марионетки, осужденные на подвиг...», «люди, у которых отняли будущее»... (16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18) Мне горько оттого, что я ощущаю свое бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жены и дети, и что ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы, какое чувство заставит вас идти вперед? (21)Неужели вас погонит на верную смерть только темный, звериный страх и злобное отчаяние?! (22)Ведь нет же! (23)Вот и нас вели в бой совсем другие чувства.

(По А.Н.Кузнецову*)

*А.Н.Кузнецов (1920-1998) – писатель, участник Великой Отечественной войны.

A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-13?
1) повествование и описание
2) повествование
3) описание
4) рассуждение

A30Укажите предложение, к котором используется фразеологизм.
1) 11
2) 15
3) 20
4) 4

Часть "B"
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.

B1Из предложений 4-5 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

B2Из предложений 12-13 выпишите относительное местоимение.

B3Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.

B4Среди предложений 14-18 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

B5Среди предложений 16-20 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

B6 Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.

B7Среди предложений 2-9 найдите такое, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8 «Автор поднимает важную проблему, и не случайно ключевое место в системе речевых средств выразительности занимает такое лексическое средство, как _______ (например, в предложении 10), которое придает тексту полемичность. ______ («доблести», «беззаветно») и такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 9, 22), усиливают публицистичность и гражданский пафос размышлений автора. Важность тех чувств, которые руководят поступками людей, подчёркивается использованием такого тропа, как _______ («тёмный, звериный страх» в предложении 21)».
Список терминов: 1) эпитеты; 2) фразеологизмы; 3) олицетворение; 4) парцелляция; 5) анафора; 6) антонимы; 7) сравнение; 8) восклицательные предложения; 9) книжные слова

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

Тренируемся и закрепляем полученные знания по употреблению паронимов.

Упражнения к теме «Употребление паронимов»

Упражнение 1. Объясните разницу в значении словосочетаний.

молодой советник — молодой советчик;

опасный человек — опасливый человек;

кардинальное решение — кардинальское решение;

осудить поступок — обсудить поступок;

соседний дом — соседский дом;

хозяйские интересы — хозяйственные интересы;

мелкие придирки — мелочные придирки;

абсолютный невежа — абсолютный невежда;

годовой отпуск — годичный отпуск.

Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

дипломант — дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

фабрикат — фабрикант (дешёвый, богатый, зарубежный, высококачественный);

кожный — кожаный (портфель, заболевание);

классный — классовый (характер, руководитель, строй);

удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция);

расчётный — расчётливый (человек, книжка, характер, система);

экономичный — экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

нетерпимый — нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

исполнительный — исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 3. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.

отдельный — отдельский;

диктат — диктант;

демократичный — демократический;

запасный — запасливый;

осудить — обсудить;

генеральный — генеральский;

скрытый — скрытный;

экономия — экономика;

безответный — безответственный;

злой — злостный;

явный — явственный;

остатки — останки;

рыбий — рыбный;

логичный — логический;

покупательный — покупательский;

представить — предоставить;

оклик — отклик;

эффектный — эффективный;

невежа — невежда.

Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
  4. Любой поступок заслуживает осуждения.
  5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
  6. Студент быстро освоил материал.
  7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
  8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
  9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  10. Она приготовила сытый завтрак.
  11. Болотистый ил является отличным удобрением.
  12. Она пришла в цветистом платье.
  13. Соседний кот важно прошел на кухню.
  14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
  15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
  16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
  17. Землю надо обезводеть.
  18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
  19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
  20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
  21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
  22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
  23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
  24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
  25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
  26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
  27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
  29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.

2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий).

3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.

4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.

5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением).

6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).

7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников).

10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства.

11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно).

12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе.

13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.

14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.

15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.

16. Кони пошли шагом и (встали, стали).

17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками.

1 8. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).

19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос.

2 0. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.

21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.

22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист.

23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование.

24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны).

25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях.

26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.

2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки.

3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.

4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов.

5. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария.

8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.

9. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди - бо́льшая половина дистанции.

10. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет.

11. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии.

12. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.

13. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы.

14. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу.

15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно с этой даты традиционно начинается отопительный сезон в нашем регионе.

16. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер - один на весь регион.

17. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

18. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса.

19. У Базарова нет сообщников - он трагически одинок.

20. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.

21. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции.

22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой.

23. Мы вышли к лесистому озеру.

24. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.

25. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване.

26. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества.

27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга.

2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм.

3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.

4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.

5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли.

6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.

7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели - от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.

11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время.

12. Это доставило чиновникам большие неприятства.

13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера.

14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме.

15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках.

16. Добрый человек плачет от радости, а злостный - от зависти.

17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха.

18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.

19. В вечернем воздухе слышался запах сирени.

20. Книга является обогатителем нашей души.

21. В стране идёт восстановление разрухи.

22. Он ставит перед собой цель не только личную - жить полноценно, но и другую - быть корыстным людям.

24. Хозяйство у Манилова забросанное.

25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала.

26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения.

27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова.

28. Фамусов - закоренелый дворянин.

29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу.

30. По дороге бежали босые ноги девочки.

31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами.

32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.

33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.

34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха.

35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара.

36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины.

37. Испытания нового прибора прошли без затруднений.

38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав.

39. Зрительская память у меня феноменальная.

40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта.

41. Вперёд подумай, потом - отвечай.

42. Почва - часть единственной природы, где всё взаимосвязано.

43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость.

44. На именины Татьяны съехались соседи - дворовые, владельцы соседних земельных участков.

45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием.

46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.

47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.

48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно.

49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно.

50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.

51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.

52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина.

53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.

55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением.

56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.

57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.

58. Анна Керн - это девушка Пушкина.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат - человек практический, он не выбрасыва­ет старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высот­ные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на ис­кусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и добе­ремся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гим­настике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого харак­теризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

Паронимы

1. Объясните различия между приведенными словами-паронимами. Составьте словосочетание с каждым из них:

факт достоверный фактор психологический

проблемный вопрос самый проблематичный

абонент сотовой связи абонемент в клуб

одеть ребенка надеть платье

адресат указан точно адресант почтового перевода

неприглядный вид непроглядный мрак

статичный ряд статический анализ

2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам

Паронимы - близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

длинный - длительный (протяжный, долговременный);

запасный - запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);

комический - комичный (смехотворный, комедийный);

явный - явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).

3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить - предоставить

Мне предоставили квартиру (дали, выделили). Предоставить вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). Нужно срочно предоставить отчет о работе (дать, вручить). Представить вам моего друга (знакомлю). Отца представили к ордену (наградили). Все меня представляют чудаком (считают, называют). Фильм был представлен на фестивале (показан). Актер умел представить пение соловья (копировать). Этот дом представляет собой небольшой замок (является).

4. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним

Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный).

5. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов

Учитель принужден (вынужден) был еще раз объяснить новый материал. Меня привлекли (увлекли) ранние романтические произведения А.С. Пушкина. Главное для писателя -- душевный (духовный) мир человека. Она пришла в цветистом (разноцветном) платье. Командировочному (командированному) пришлось долго ждать оформления документов. Артист завоевал (заслужил) признательность зрителей. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. (Взгляд у него то умоляющий, то серьезный, то возмутительный).

Тавтология и плеоназм

1. Найдите случаи тавтологии и исправьте предложения

Милая, добрая, отзывчивая -- так отзывались (говорили) о ней все. Это свойство свойственно (присуще) всем писателям. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства (Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже государства). Питательная маска подпитывает кожу. (Питательная маска для кожи.) Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. (Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше лиц). Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости. (Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся объяснить концепцию занятости).

2. Найдите ошибки, связанные с многословием, плеоназмом, и устраните их

О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. (Во вступительной статье есть рассказ о моей биографии.) Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. (Экономические шансы необходимо оценить без иллюзий.) Больной был немедленно госпитализирован в больницу. (Больной был немедленно госпитализирован.) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. (Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.) Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. (Фирма объявила о вакансии на место главного бухгалтера.) У нее были очень огромные глаза. (У нее были большие глаза.) После первого дебюта в одном кинофильме молодая актриса стала известна. (Молодая актриса стала известна после дебюта в кинофильме.) Судя по тем находкам, которые она нашла, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. (Благодаря этим находкам были получены веские доказательства в пользу этой гипотезы.) После знакомства принято дарить памятный сувенир. (После знакомства принято дарить сувенир).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook