Герб и девиз рыцаря средневековья. Архивные данные Девиз рыцарей средневековья

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука – геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Ответ от Безмолвие[гуру]
***
"Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое
выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
отличал его от других рыцарей. Французы говорят: “Le cri suit la baniere”
(“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу! ”)- и это
убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
повторяли: “Montjoie et Saint Denis”; Монморанси повторял следующий клик:
“Dieu aide au premier baron Chretien” (“Да поможет Бог первому
христианскому барону”). Бурбоны же приняли клик: “Bourbon Notredame”, или
“Esperance”. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!”
(“Бог и мое право! ”)."
***
"Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.
Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."
***
"Примерный перевод рыцарских девизов:
1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен -- значит можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу - возмездие, добру - награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово - серебро, молчание - золото"

Ответ от Безмолвие[гуру]
***
"Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое
выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
отличал его от других рыцарей. Французы говорят: “Le cri suit la baniere”
(“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу! ”)- и это
убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
повторяли: “Montjoie et Saint Denis”; Монморанси повторял следующий клик:
“Dieu aide au premier baron Chretien” (“Да поможет Бог первому
христианскому барону”). Бурбоны же приняли клик: “Bourbon Notredame”, или
“Esperance”. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!”
(“Бог и мое право! ”)."
***
"Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.
Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."
***
"Примерный перевод рыцарских девизов:
1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен -- значит можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу - возмездие, добру - награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово - серебро, молчание - золото"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.
  2. Познакомить с гербом Кузбасса, его отличительными особенностями.

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдике

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес

Ш. Воспитывающие:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Зрительный ряд: старинные гербы русских городов, формы щитов, щитодержатель – для кроссворда , значение новых слов, цветовое значение символов, детские работы “Герб моей семьи”

Музыкальный ряд: звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, шаблоны, композиция выполняется на формате А3.

Элемент театрализации: старшеклассники играют роль, дамы и рыцаря из средневековья <Рисунок 1>

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Вивальди)

Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, на первом уроке вы познакомились с гербами их формами.

Свой герб имеют города и государства, знатные семьи, рыцари.

Домашним заданием было, выполнить “Герб моей семьи”

Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>

Наш второй урок мы посвящаем геральдике.

Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской области и проведем рыцарский турнир.

Прежде чем говорить о геральдике, расскажите, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы?

Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученик: Гербы появились давным-давно в зарубежных странах.

Учитель: В средние века в Европе, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

В тоже время появилось новое искусство и новая наука – геральдика.

Герб – отличительный знак рыцарей, которые устраивали турниры и состязались в силе и ловкости.

На щите и флаге изображался личный герб рыцаря

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ – люди, изучающие гербы, они давали описание гербов, следили за их правильным составлением.

По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.

Учитель: показывает зрительный ряд.

Например, форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру заострен), германский (причудливой формы).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства и справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный)– символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) – достоинство, силу, мужество, (могущество);

черный – скромность, образованность, мудрость и печаль;

красный– храбрость.

На гербах разрешалось изображать: композицию

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они попадали на герб не случайно.

Каждое изображение несет в себе определенный смысл:

лев – символ силы, мужества, великодушия;

орел – власть, великодушие;

змея – символ вечности;

леопард – храбрость, отвага;

дуб, медведь означали – силу, крепость, предусмотрительность;

конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие; лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон – могущество;

рука в перчатке – храбрость;

собака – символ преданности и повиновения;

олень – символ воина, перед которым, бежит неприятель;

солнце – свет, богатство, изобилие;

звезда – ночь, вечность;

посох – духовная власть.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

(Звучит музыка)

Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок…

В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался вовсю и устраивал пир и рыцарские турниры.

Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово” рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” – всадник. Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?

Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!

Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.

Рыцарь: Я житель городов Кузбасских. Приехал, чтобы даме сердца выразить свое восхищение.

Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы из великого града, горняков. На вашем гербе много черного цвета. А что он означает?

Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят молодые рыцари, поможете нам?

Команды отвечают хором: ДА

– треугольник черного цвета, символизирует? (угольную промышленность)

– треугольники красного цвета, (раскаленный металл)

– зеленый цвет символизирует (сельское хозяйство и природные богатства, а также цвет молодости и надежды).

– молот и кирка, обозначают (индустриальную принадлежность)

– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)

– корона, символизирует (богатство Кузбасса)

– нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году.

Дама: А что за цифры в низу герба?

Ответ: Год образования Кемеровской области.

Ответ: Этот год особенный, юбилейный, Кузбассу 65 лет.

Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 6-8 человек.

Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать символики негеральдические фигур и составить композицию.

В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III. Практическое выполнение задания.

Задание: коллективно-групповая работа (2 команды выполняют композицию герба).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, композиция на формате А3.

<Рисунок 2, Рисунок 3>

IV. Рыцарский турнир.

1. Защитить свой герб и девиз.

Сначала каждая команда представит свой герб и защитит его.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>

2. Оценка командных гербов.

Учитель: Мы познакомились с командами и теперь приступаем к турниру.

V. Подведение итогов.

Задание: Команда “Рыцари Камелота” и команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на вопросы и из этих ответов получите новое слово.

Команды отвечают на вопросы кроссворда “Геральдика”,

Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.

Дама: оценивает ответы вымпелами.

Вопросы для кроссворда:

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
  3. Особые знаки на Щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах. (Фигуры)
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (Металлы)
  5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
  6. Отважный, доблестный. (Рыцарь)
  7. Часть герба, на котором написаны крылатые слова. (Девиз)
  8. Основа герба. (Щит)
  9. Что венчает герб? (Корона)
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит. (Щитодержатель) <Рисунок 7>

Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно справились с Рыцарским турниром и познакомились с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.

Геральдика – эта наука о составлении гербов

Мы с вами в классе одна большая семья.

Давайте создадим свой геральдический щит.

Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон красного и закрепите его на щите.

Если вы остались равнодушны, вам не очень понравился урок, то возьмите желтый жетон.

Если вам не понравился урок, то прикрепите жетон синего цвета.

Таким образом, мы видим, что у нас яркий праздничный щит, значит у всех хорошее настроение и желание сделать много нового.

А я работу на рыцарском турнире оцениваю на “5”.

Спасибо всем за творчество, а гостям за внимание.

VI. Задание на дом

Рассмотреть костюмы разных времен и определить их владельца.

Анализ урока

Вашему вниманию был предложен урок по теме “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Это второй урок по геральдике согласно тематическому планированию по программе Б.М.Неменского.

На уроке ставились цели:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, Родине
  2. Развивать творческий интерес, познавательную активность, образное мышление.

Для достижения целей были поставлены задачи:

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдики
  2. Активизировать знания учащихся по символике гербов, эмблем.

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес
  2. Развивать познавательную активность, образное мышление.

III. Воспитывающие:

Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников.

В данном классе двое детей из центра реабилитации несовершеннолетних, 4 из малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.

Тема семьи, составлением домашнего герба, позволила ребятам посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы на выполнения домашних гербов.

Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен объем учебного материала, использовались опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное сопровождение, все это способствовало творческой деятельности учащихся.

Элемент театрализации способствовал проживанию каждым ребенком рыцарского турнира, атмосферы средневековья.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, а главное развитию творческих способностей.

Внимание учащихся активизировалось в течение всего урока, в результате смены видов деятельности, устной, письменной, групповой, индивидуальной, творческой работы.

В течение урока отслеживалась обратная связь, что очень важно для занятий эстетического цикла.

На уроке использовались следующие методы:

Объяснительный:

  • иллюстративный, рассказ,
  • алгоритм составления герба,
  • практическая работа по подготовке герба,
  • сравнение двух гербов;

Репродуктивный метод:

  • выполнение задания по образцу работа с рисунком, шаблонам,
  • воспроизведение двух подобных гербов по трафаретам;

Проблемно сообщающие методы:

  • объяснение темы геральдики с опорой на наглядность,
  • защита герба (использование символов семьи);

Частично поисковые методы:

  • эвристическая беседа,
  • подбор символики;

Исследовательские методы:

  • проектирование герба,
  • самоанализ проведенной работы.

Важным для себя считаю: старалась для каждого на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, формировать правильную самооценку.

Эпоха рыцарей воспета во многих произведениях их современников и в романах авторов последующих времен. Романтикой, а иногда мистикой, окутаны сам паладин, его рыцарский девиз, герб, образ жизни, служение прекрасной даме. Как правило, это были жестокие воины, но прекрасные произведения литературы сделали их образ неотразимым и нарицательным - когда хотят охарактеризовать настоящего мужчину, его называют рыцарем.

Девиз как кредо

И способствуют этому не только художественные произведения. Девизы рыцарей Средневековья, которые были важнейшим атрибутом всего образа, говорят сами за себя. Все они могут быть объединены под одним общим девизом - «Бог, женщина, король». Хотя существовало довольно много абстрактных и претенциозных девизов: «Другим не стану» или "Ни себе, ни людям" и так далее. Но в основном, рыцари Средневековья, как явление, символизируют благородство мыслей, чувств, поступков и декларируют то, что все силы и умения, сама их жизнь будут направлены на служение и защиту отечества, веры и любви.

Истоки рыцарского кодекса чести

Идеалы прекрасные, потому что в основе лежит легендарная речь волшебника Мерлина, наставляющего и напутствующего рыцарей короля Артура. Его прекрасные слова составили Кодекс чести рыцарства. Исходя из декларируемых, обязательных норм поведения, образ воина со временем стал весьма романтичным. Айвенго, Роланд, Сид, рыцари Круглого стола во главе с королем Артуром, Тристан - перечислять эти замечательные образы можно долго. У каждого из них был свой рыцарский девиз, который, как правило, выбивался на гербе, но суть была одна - служение выбранному идеалу. Как любое явление, рыцарство появилось, достигло своего расцвета, исчезло за ненадобностью и даже впоследствии порицалось. Но оно сыграло свою историческую роль, особенно в деле распространения христианства.

Отдельная каста

И если мифические рыцари Круглого стола, или реальное окружение короля Ричарда Львиное Сердце, окутаны ореолом привлекательности, то мало чего хорошего можно сказать о тевтонских, ливонских и польских тяжеловооруженных конниках. Несмотря на весьма достойный рыцарский девиз последних - "Бог, честь, отчизна" - с ними больше связаны лицемерие, интриги и предательство.
Если вспомнить Ледовое побоище, то при слове «рыцари», перед глазами встают не прекрасные воины с изысканными манерами, а железяка, уходящая под воду. В средневековом рыцарстве привлекательным было и то, что это была отдельная каста людей, в которой все были равны, несмотря на происхождение. Ведь рыцарем мог стать только довольно обеспеченный человек, но доходы всех не были одинаковыми. В орден могли входить и крупные феодалы, и нищенствующие простолюдины. Но все они представляли собой братство.

Вечные идеалы

Как уже отмечалось, девизы рыцарей были разными, но изначально все воины присягали на верность какому-то идеалу, то есть цели, как правило, были благородными. Ведь мальчиков с детства отдавали сначала в пажи, затем в оруженосцы, и с юных лет они росли в атмосфере служения конкретным благородным целям. Идеология рыцарства формировалась столетиями, и основные ее постулаты не потеряют актуальности никогда. Собственно, идеал мужской добродетели присущ всем временам. Герои Древней Греции и Рима, русские богатыри, японские самураи, арабские воины - всем им присущ рыцарский девиз «честь и стыд». Емко и понятно. Краткими были и другие девизы, как например, «Я осилю». Более кратко, и главное - доходчиво, невозможно охарактеризовать человека, способного выполнить любое задание. Благородный и емкий девиз средневекового воина «Без лести предан» был так хорош, что император Павел I, присвоил его Аракчееву при пожаловании последнему графского титула. Это говорит о том, что идеалы рыцарства всегда современны.

Характерные черты

Рыцарство - эта особая прослойка средневекового общества. Оно имело свои атрибуты, неотъемлемые от образа - обеты, турниры, гербы и девизы рыцарей, военный клич, ритуалы, особенно посвящения, Кодекс чести, включающий в себя и нормы поведения в обществе. Внешний вид представителя этой касты тоже имеет свои, только ему присущие особенности, по которым безошибочно можно определить рыцаря. Разве можно представить себе паладина без коня, доспехов, меча и плаща? Без коня можно, когда он стоит на одном колене, склонив обнаженную голову перед Прекрасной дамой. Но как правило, если в одной руке у него шляпа, то в другой - поводья. Есть устоявшийся образ, и только ему присущие особенности.

Что такое девиз?

Как уже говорилось, девизы рыцарей Средневековья всегда были краткими и емкими. Иногда, если обладатель был оригиналом, девиз мог состоять из одной буквы. Братья по оружию были в курсе того, что она олицетворяет, а загадочность и мистика всегда были присущи этим воинам-романтикам без страха и упрека. По идее, в девизе выражалось кредо рыцаря, его жизненные принципы.
Например, "Блаженство в верности", «Ударом львиной лапы побеждаю», и так далее. Необходимо отметить, что сами девизы делились на три группы - фигурные, фигурно-словесные и собственно словесные, самые распространенные. Девизы были личные и родовые, передающиеся из поколения в поколение, и служащие нравственным и воспитательным символом для потомков. Бывают государственные девизы - в царской России это была фраза «С нами Бог», в Советском Союзе - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Много стран имеют и сейчас свои государственные девизы.

Необходимый атрибут

У рыцарей Средневековья девиз был начертан на гербе, например, в Англии - сверху, в Шотландии - в нижней части герба, который, в свою очередь, тоже является важнейшим атрибутом рыцаря. Первые рыцарские гербы Средневековья появились уже в X веке, а в XII они уже были на многих рыцарских щитах. Они служили и опознавательными знаками в бою, а затем и признаками знатного происхождения, заслуг перед отечеством и личного мужества. Геральдическая наука изучает тонкости образования гербов, все присущие им аллегорические знаки, историю создания и возникновения тех или иных фамильных атрибутов рыцарства. В гербе нет ничего лишнего, никакого украшательского элемента.

Значимость каждой детали

Абсолютно все: форма, фон, расположение фигур, любой завиток - несет в себе смысловую нагрузку. Изображение может поведать знающему человеку все о хозяине: к какому клану принадлежит, в какой стране, или даже городе, он родился и чем знаменит.
Рыцарские гербы Средневековья - это своеобразные паспорта обладателей. Все поле герба делится на две части - верхнюю (главу) и нижнюю (подножие). Современной геральдикой выделяется несколько классов гербов - уступные и фамильные, гербы по супружеству или по преемству, протекционные и коронованных особ. Самый первый рыцарский герб с девизом, о котором есть исторические данные, принадлежит графу Анжуйсуому, Жоффрею из рода Плантагенетов. Он относится к 1127 году.

Прекрасная куртуазная эпоха

Появление рыцарства, как и его упадок, обусловлено исторической необходимостью. Средневековье - это феодализм. Земельные собственники нуждались в охране своих владений. Рыцари возникают как воины-охранники собственности сюзерена. Зародились они в государстве франков, хотя корнями уходят в конницу Древнего Рима. Исчезает рыцарство с появлением регулярной армии с жесткой дисциплиной и согласованностью действий. Однако рыцари Средневековья в соответствующий период были единственной реальной силой, способной как защитить государство, так и завоевать новые земли, примером чего могут служить крестовые походы, предпринимаемые с целью защиты Гроба Господня от турок-сельджуков. Кроме того, рыцари были украшением и опорой обществу. У них была своя культура, свои менестрели, своя манера поведения - все то, что подразумевается под прекрасным словом «рыцарь».

Понравилось? Лайкни нас на Facebook