Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти субъектов РФ органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений организаций и осуществление бюджетного процесса.

Федеративные системы характеризуются рядом признаков:

  • Наличие иерархии
  • Четко сформулированные полномочия каждого уровня управления
  • Установленная автономия и регламентированный суверенитет каждого уровня управления.

Каждый уровень наделен еще соответствующими доходами, чтобы осуществлять эти функции. Поэтому ФЕДЕРАЛИЗМ в данном случае (разделение властных полномочий предполагает разделение бюджетов их доходов и расходов) предполагает наличие обособленных региональных звеньев БС  и системы межбюджетных отношений.

При недостаточности средств для реализации бюджетной самостоятельности регионов используются различные формы межбюджетных отношений, имеющие целью бюджетное выравнивание.

Бюджетный федерализм – система управления публичными финансами в федеративном государстве, основанная на разграничении между различными уровнями  власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса и всего общества в целом. Его еще понимают как систему бюджетного устройства. Государственное устройство – федерализм, устройство бюджетной системы – бюджетный федерализм.

Модели бюджетного федерализма.

  • Централизованные модели. При данном типе разделение полномочий между уровнями власти  по расходам не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками дохода. В основном финансирование территориальных программ осуществляется за счет средств федеральных бюджетов с использованием различных форм межбюджетных отношений.
  •  
  • Децентрализованная модель – высока самостоятельность бюджетов и финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму.
  • Смешанная модель – черты: использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; повышенная ответственность федерального центра за социально-экономическое развитие региона; значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов  для регулирования и бюджетного выравнивания регионов. (в РФ больше стремится в смешанной модели)

Для эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма необходимо:

  • однозначное разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;
  • Наделение соответствующих уровней власти достаточными доходными источниками для выполнения данных полномочий;
  • Горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений.

Таким образом, основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе наиболее эффективной модели межбюджетных отношений.

Схема межбюджетных отношений.

1. Распределение источников дохода между уровнями бюджетной системы

2. Распределение расходных обязательств между уровнями БС

3. Система межбюджетных трансфертов

Таким образом, эффективность системы межбюджетных отношений определяется созданием четко сбалансированной системы межбюджетных отношений, сформированной с учетом: степени централизации БС;  наличием или отсутствием регулирующих налогов; долей расходов или доходов федерального правительства; с учетом объемов и способов передачи финансовой помощи.

Дата публикации:2012-08-16

Просмотров:2010

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.