Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Государственный кредит

Вопросы:

  1. Сущность и функции.
  2. Управление государственным кредитом.

 

Государственный кредит является важным звеном централизованных финансов. Он охватывает с одной стороны совокупность денежных отношений между государством и физ, юр. лицами с другой стороны, в которых государство выступает в 3-х ролях: в роли заемщика денежных средств, в роли кредитора и в роли гаранта. Именно в качестве заемщика средств получила развитие деятельность государства. Объемы операция государства, связанные с предоставлением кредита за счет бюджетных  средств  юр. и физ. лицами встречаются значительно реже. Гарантом государство является, когда берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками. Если должник своевременно рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет никаких затрат. Однако, государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и ,соответственно, влекут за собой рост расходов бюджетных средств.

Как экономическая категория государственный кредит находится «на стыке» двух видов денежных отношений: финансов и кредита и содержит в себе признаки того и другого. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства(бюджетных и внебюджетных фондов). Гос. кредит – это второй по величине ,после налогов, источник формирования финансовых ресурсов государства, а также органов местного самоуправления(муниципальный кредит). Как разновидность кредита, гос. кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. В отличии от налогов, он имеет добровольный характер(императивный, обязательный), но  было время ,когда государство принудительно раздавало облигации вместо з/п.  Если налоги движутся в одном направлении (от плательщика в бюджет), то признаком кредита является возвратность  и платность(через определенный период сумма возвращается с процентами).

Государственный кредит отличается от других форм кредита(например, от банковского). В государственном – кредиторы физ.лица(состоятельные), а заемщик – государство. Государство размещает ценные бумаги. В банковском кредите – государство напрямую не участвует никогда, кредит дается кредитной организацией, а заемщики – предприятия и физические лица. Банк заключает договор кредитный и далее все отношения регулируются им. Также различия лежат в направлении использования средств: государство использует средства для покрытия дефицита бюджетов, либо для финансирования капитальных затрат. Средства банковского кредита используются производительно, чаще всего для финансирования как текущих, так и капитальных затрат предприятий и физ. лиц. Обеспечением банковского кредита могут быть имущество организаций или физ.лиц. Государство  не может обанкротиться, т.к. может напечатать столько облигаций и денег, чтобы покрыть дефицит, когда физ. и юр. лица могут обанкротиться.

Как финансовая категория гос. кредит выполняет основные функции:

1. Распределительная. Проявляется в процессе формирования централизованных денежных фондов государства или в процессе расходования этих фондов на принципе срочности, возвратности. Выступая заемщиком, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Гос. займы направляются на финансирование бюджетного дефицита в развитых странах - это НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ (в Российской практике)  использование денежных средств, т.к. оно не приносит никакого экономического эффекта. За счет заимствованных средств, государство может финансировать текущие или капитальные расходы для сохранения платежеспособности государства, краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов (расходы не совпадают с доходами по времени). Среднесрочные и долгосрочные займы позволяют финансировать капитальные расходы. Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств дает положительный эффект. Таким образом положительное воздействие распределительной функции государственного кредита состоит в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличивать налоги в заданный период времени, что пришлось бы сделать, если бы займы не использовались. Расходы на обслуживание и погашение государственного долга, который появляется в результате займов, финансирует главным образом за счет налоговых поступлений, но налоги не единственный источник финансирования этих расходов. Источники финансирования зависят от направления использования средств. Если заимствованные средства используются производительно, то построенный объект после вступления в действие, начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем и никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном заимствовании средств(при финансировании за счет займов военных, социальных расходов). Единственный источником погашения их становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по старым долгам, называется рефинансированием государственного долга. Усиление тяжести налогового бремени, вызванного заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, выплачиваемых заемщику. Чем выше доходность гос. займа для инвестора, тем большую часть налогов государство вынуждено направлять на их погашение и чем выше величина долга, тем больше средств надо направлять на его обслуживание и погашение.

2. Регулирующая. Связана с тем, что применяя механизм гос. кредита, государство оказывает определенное воздействие на состояние денежного обращения, на уровень % ставок на рынке денег и капиталов, а также воздействует на производство и занятость и на уровень исполнения бюджетов (уровень сбалансированности бюджетов). Он позволяет государству проводить ту или иную гос. политику.

3. Контрольная.

 Особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных фондов денежных средств. Эта функция охватывает движение стоимости в обоих направлениях, т.к. предполагает возвратность и возмездность привлечения долю ресурсов в бюджетную систему. Реализуется также кредитным институтами(ЦБ РФ) и другими

Дата публикации:2012-08-14

Просмотров:2222

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.