Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Виды современной инфляции.

Форма эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены.

Эмиссия – это такой выпуск денег в обращении, который приводит к общему увеличению денежной массы.

Эмиссия делится на наличную и безналичную.

Наличную эмиссию осуществляет ЦБ РФ и его региональные расчётно-кассовые центры, которые содержат в себе резервные фонды и оборотные кассы.

Безналичную эмиссию (депозитную, чековую, кредитную) производят коммерческие банки, но регулирует ЦБ РФ.

Дя наличной эмиссии можно нарисовать следующую схему:(был рис)


Для безналичной эмиссии можно нарисовать следующую схему:(былрис)


Изменяя норматив резервирования, Банк России имеет возможность поддерживать на определённом уровне обьём денежной массы, находящийся в обращении в стране. Чем больше норматив, тем меньше может создать банковская система.

Инфляция – обесценивание денег в результате роста цен, падение их покупательской способности.

M * V = P * Q,

M * V – денежная масса;

P * Q – товарная масса.

↑M = ↑(P * Q / V)

↑P = ↑(M * V / Q)

К инфляционному росту цен ведёт избыток денежной массы. Вслед за этим с некоторым разрывом во времени повышаются цены, т.е. увеличение денежной массы приводит к увеличению цен.

Если увеличиваются цены, то для обеспечения товарооборота требуется больше денег, растут цены – увеличивается денежная масса.

По степени проявления выделяют три вида инфляции:

1. галопирующая – скачкообразный рост цен примерно до 50% в год;

2. гиперинфляция – до 50% в месяц;

3.ползучая – в длительном постепенном росте цен 2-3% в месяц

По способу возникновения:

1. административная порождается административно управляемыми ценами;

2. инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства вследствие чего растут издержки производства и обращения;

3. инфляция спроса проявляется в превышении спроса над предложением;

4. инфляция предложения проявляется в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

5. импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов;

6. индуицированная инфляция обусловлена какими-либо другими экономическими факторами;

7. кредитная инфляция вызывается чрезмерной кредитной экспансией;

8. непредвиденная инфляция – уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определённый период;

9. открытая инфляция – инфляция за счёт роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

10. подавленная (скрытая) инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удерживать цены на прежнем уровне;

11. ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.

 

Тема 2: «Финансы и финансовая система»

Вопросы:

1. Сущность. Функции финансов.

2. Финансовая система, её функции и звенья.

3. Государственные и муниципальные финансы, их роль и особенности.

4. Управление финансами. Финансовый контроль, формы и методы проведения.

5. Финансовая политика и финансовый механизм.

6. Финансовые потоки на макроуровне.

Вопрос 1

Финансы – это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Это денежные отношения, связанные с формированием фонда денежных средств. Государство – централизованные фонды денежных средств. Хозяйство – децентрализованные фонды денежных средств.

Первый признак финансовых отношений – денежный характер. При этом существует некая обособленность движения денежных средств от движения товара.

Второй признак – перемещение средств от одних экономических субъектов к другим. Финансовые отношения носят распределительный характер.

Распределение – это процесс формирования и использования денежных доходов.

Финансовые отношения, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением экономических отношений между отдельными субъектами и называются финансами.

Функции финансов:

1 распределительная;

2. контрольная.


 


Первичное распределение в сфере материального производства, а вторичное – в непроизводственную сферу.

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях расширения воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Контрольная функция позволяет получить информацию о возможных неблагоприятных событиях через различные финансовые показатели. Это индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств – децентрализовано, централизованно; бюджет, а именно уровень бюджетных доходов, налоговые доходы, нецелевые доходы, безвозмездные поступления, показатели величины госдолга, уровень бюджетного дефицита.

Вопрос 2

Финансово-кредитная система (ФКС) – это совокупность централизованных, децентрализованных фондов, а также кредитных ресурсов. ФКС включает 2 подсистемы: 1) Финансовая система (ФС); 2) Кредитная система (КС).

Финансовая система включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы) и финансовые хозяйствующие субъекты и население (децентрализованные финансы). В свою очередь ГМФ включают бюджетную систему (государственный бюджет и внебюджетные фонды) и государственный кредит. Финансовые хозяйствующие субъекты и население включают: юридические лица (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предприниматели - физические лица.

Кредитная система включает: банк (ЦБ и кредитные организации) и парабанк (специальные кредитные финансовые институты – СКФИ и почтовая сберегательная система – п/сб система).



Основные принципы формирования ФКС:

1) Наличие собственной финансовой базы;

2) Единство и взаимодействие всех элементов финансово-кредитной системы;

3) Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.

Государственный бюджет – это ведущее звено любой финансовой системы и централизованный фонд денежных средств.

По экономической сущности госбюджет – это совокупность объективно существующих денежных отношений.

По организационной форме госбюджет – это финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

Функции госбюджета:

1) Перераспределительная;

2) Регулирующая;

3) Стимулирующая;

4) Контрольная.

По уровню управления государственный бюджет представляется как совокупность Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

Внебюджетные фонды. Имеют постоянный источник, не зависят от средств госбюджета, используются по целевому назначению.

Государственный кредит – это денежные отношения по поводу получения займов, предоставления кредитов и гарантий между субъектами кредитных отношений.

Кредит – это денежная форма авансирования воспроизводства на основе эмиссии новых и перераспределения старых денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности и других признаков кредита.

Функции кредита:

1) Денежное авансирование воспроизводственного процесса;

2) Аккумуляция денежных средств;

3) Замещение реальных денег кредитными операциями;

4) Создание кредитных орудий обращения.

Банковская система – 2-х уровневая.

Главный эмитент – Центральный эмиссионный банк, выпускающий в обращение новые деньги.

Рабочие банки – подчиненные эмитенты, которые используют в качестве кредита эмиссионные ресурсы ЦБ для обслуживания хозяйственных структур рыночной экономики и населения. (Эмиссионные ресурсы – деньги ЦБ).

Финансы предприятий – система денежных распределительных отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием и использованием денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств.

Вопрос 3

Государственные муниципальные финансы (ГМФ) – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, расширение экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

На организацию ГМФ влияет ряд факторов:

1) Форма государственного устройства;

2) Особенности административно-территориального устройства страны:

- Функционирование одних субъектов Федерации в составе других субъектов;

- Формирование муниципальных образований различного территориального уровня;

3) Особый статус отдельных территориальных образований.

Финансовые ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления – это доходы, поступления, денежные накопления, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для решения данными органами вопросов, отнесенных к их квалификации.

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, неиспользованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или внебюджетных фондов, и предназначенных для финансирования расходов в последующие годы.

Проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операции по принятым денежным обязательствам прошедшего года.

Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами власти на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, могут направляться на финансирование дефицита бюджета и внебюджетных фондов и могут размещаться в долговые обязательства.

Вопрос 4

Управление финансами – это процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных приёмов и методов для реализации функций, целей и задач деятельности субъектов власти и хозяйствования.

Управление финансами делится на объекты (виды финансовых отношений) и субъекты (органы управления финансами или, по – другому, финансовый аппарат, т.е. совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление).

Объекты, в свою очередь, подразделяются на ГМФ и хозяйствующий субъект, а органы управления – на стратегические и оперативные.

Функциональные элементы процесса управления финансами:

1) финансовое планирование и прогнозирование;

2) оперативное управление;

3) финансовый контроль.

Объектом планирования выступает финансовая деятельность органов Госвласти и управления и хозяйствующих субъектов и формирование и использование финансовых ресурсов.

Финансовое планирование –совокупность мероприятий по планомерному формированию денежных доходов, накоплений, поступлений и их использованию в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планов и других документов, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объёму, по объектам, во времени, по направлениям использования) воспроизводственных процессов.

Результат финансового планирования – составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов и проектов.

Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимосвязанных финансовых показателей, которые отражают планируемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на предстоящий период.

Задачи финансового планирования:

4) определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма;

5) определение направлений использования и объёма финансовых ресурсов, установление приоритетов расходования средств;

6) обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов их эффективного и экономного использования;

7) создание условий для укрепления финансовой устойчивости;

8) определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

Финансовое прогнозирование – это исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов власти и хозяйствования в будущем научно обоснованное предположение об объёмах финансовых ресурсов и направлениях их использования.

Задачи финансового прогнозирования:

1) увязка и на макро-, и на микроуровне материальных и стоимостных пропорций на перспективу;

2) определение источника формирования объёма финансовых ресурсов на прогнозируемый период;

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов на плановый период на основе анализа динамики финансовых показателей с учётом действия на них внутренних и внешних факторов;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых решений.

Цель финансового прогнозирования –оценка предполагаемого объёма финансовых ресурсов и определения вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов.

Финансовое прогнозирование осуществляется двумя способами:

1) прогнозирование ведётся от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;

2) определение будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему.

Для расчёта финансовых показателей используют следующие методы:

1) математическое моделирование:

- учитывает множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза;

- выбор из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующего принятой концепции производственного и социально-экономического развития и финансовой политики;

2) эконометрическое прогнозирование:

- расчёт показателей осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одном или нескольких экономических переменных – прогнозных факторов;

- рассмотрение одновременного изменения нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза;

3) метод экспертных оценок – это обобщение и математическая обработка оценок специалистов – экспертов по данному вопросу;

4) трендовый метод – зависимость некоторых групп расходов и доходов только от фактора времени; выделяется тренд постоянных темпов роста исходит из постоянных изменений и линейный временный тренд исходит из постоянных абсолютных изменений;

5) стохастический метод – это вероятностный характер прогноза и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями;

6) разработка сценариев.

Результат прогнозирования – финансовый прогноз –это система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, сфер и субъектов финансовых отношений.

Финансовые прогнозы в сфере ГМФ:

1) перспективный финансовый план;

2) баланс финансовых ресурсов.

Перспективный финансовый план –это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов по привлечению государственных и муниципальных займов и финансирование основных расходов бюджета.

Баланс финансовых ресурсов – это свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на соответствующей территории, охватывает находящиеся в распоряжении органов власти и организаций основные источники средств, направляемые на развитие производства и осуществления социальных программ (средства населения сюда не входят).

Назначение баланса ресурсов– обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий предусмотренных прогнозов социально-экономического развития и формирование финансовых резервов.

Оперативное управление– процесс разработки комплексных мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответственно перераспределения финансовых ресурсов.

В ходе оперативного управления финансами обеспечивается:

1) стабильное развитие экономики;

2) маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения бюджетных показателей;

3) стабильное функционирование хозяйствующих субъектов и так далее.

Финансовый контроль –это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, гарантирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности, установленных форм и методов ведения операций и их оформления.

Цель финансового контроля – реализация научно обоснованной государственной политики и функционирование эффективного механизма финансового контроля.

Объект финансового контроля – товарно-денежные отношения, возникающие при планировании, распределении и использовании финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль проверяет соблюдение требований экономических законов, оптимальность пропорций распределения и перераспределения ВВП и части НД, составление и исполнение бюджета, налоговые отношения и так далее.

Финансовый контроль классифицируется:

1.по видам:

- государственный (муниципальный финансовый контроль);

- негосударственный (внутрихозяйственный, аудиторский).

2. по времени проведения (по бюджетному кодексу РФ – формы проведения):

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

3. по субъектам:

- президентский;

- контроль представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления;

- контроль финансово-кредитных органов;

- ведомственный;

- внутрихозяйственный;

- аудиторский (независимый).

4. по способу проведения:

- обязательный (внешний);

- инициативный (внутренний).

5. методы (приёмы, средства осуществления) финансового контроля:

- наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);

- проверка (исследование отдельных вопросов финансовой деятельности на основе балансовых, отчётных и расходных документов; осмотр объектов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);

- обследование (приёмы анкетирования и опроса);

- анализ (использует данные текущей или годовой отчётности, различные аналитические приёмы);

- ревизия (детальное исследование финансовой и хозяйственной деятельности субъекта с целью выявления нарушения; характер ревизии обязательный и регулярный, проводится на месте).

Классификация ревизии

1.по содержанию:

– документальные;

– фактические.

2.по способу назначения:

- плановые (не реже двух раз в год);

- внеплановые (по случаю).

3. по степени охвата данных:

- сплошные (вся деятельность за весь период времени);

- выборочные.

4. по объёму реализуемой деятельности:

- комплексные;

- тематические.

Вопрос 5

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью обеспечения государством его функций, создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Включает в себя:

1. Главные направления развития народного хозяйства;

2. Определение общего объема финансовых ресурсов, их источники, направления использования;

3. Механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Основные принципы финансовой политики:

1. Обеспечение рациональной структуры системы финансов;

2. Обеспечение рационального построения финансового механизма;

3. Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

4. Создание финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;

5. Сосредоточение основных финансовых ресурсов в руках государства;

6. Сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.


 


Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:378

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.