Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Бюджетное планирование как составная часть финансового планирования

Казначейская система исполнения федерального бюджета РФ

Этапы рассмотрения и утверждения проекта бюджета

Бюджетное планирование как составная часть финансового планирования

Тема 13. Бюджетный процесс (1 час)

1. Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники

1. Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники

Бюджетный процессэто регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю их исполнения, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ).

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля.

Участники бюджетного процесса.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль исполнения бюджетов.

Банк России Совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль исполнения соответствующих бюджетов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

– сводное финансовое планирование и прогнозирование;

– составление перспективного финансового плана;

– составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

– исполнение бюджета в течение бюджетного года;

– анализ и контроль исполнения бюджета.

Реформирование бюджетного процесса.

В 2004 г. Министерством финансов РФ была разработана и Правительством РФ Постановлением от 22 мая 2004 г. №249 одобрена «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах».

Основой новой организации бюджетного процесса стала модель «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Одна из задач проводимой в настоящее время реформы заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами». Эта модель предполагает создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.

Направления реформирования бюджетного процесса:

1) реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;

2) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, предполагающих формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

 

Бюджет на очередной финансовый год является составной частью перспективного (как правило, трехлетнего) финансового плана, который имеет статус укрупненного бюджета и составляется в соответствии с Положением «О разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. №118.

Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.

На первом этапе перспективного финансового планирования разрабатываются и одобряются:

– основные направления налоговой и таможенной политики;

– основные показатели сводного финансового баланса РФ;

– сценарные условия социально-экономического развития РФ.

Основные направления налоговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ. Основные направления таможенной политики, сценарные условия и показатели сводного финансового баланса РФ разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ.

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вариантах, исходя из прогнозируемого и из базового уровня цены на нефть.

На втором этапе перспективного финансового планирования разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.

Пояснительная записка к основным показателям перспективного финансового плана содержит характеристику основных показателей, анализ факторов и условий, их определяющих, обоснование приоритетных направлений распределения средств бюджета.

Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга РФ.

На третьем этапе перспективного финансового планирования разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана.

Правовой основой бюджетного планирования является Бюджетный кодекс (ст.169–183 БК РФ).

Главная задача бюджетного планирования– определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Составление проекта бюджета является основной задачей Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого периода. Бюджетная политика государства на очередной финансовый год и плановый период ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации (ст. 170 БК РФ). Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В соответствие со ст. 172 БК РФ исходной базой для разработки проекта федерального бюджета являются:

– Бюджетное послание Президента РФ;

– прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

– отчет об исполнении федерального бюджета в отчетном году и основные показатели ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем году;

– доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа. Схема иерархии бюджетного процесса в Российской Федерации представлена на рисунке 5.

На первом этапе формирования проекта бюджета Минэкономразвития разрабатывает (обновляет) сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и среднесрочную перспективу в составе показателей перспективного финансового плана. Рассматриваются также предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Минфин направляет субъектам бюджетного планирования предельные объемы их бюджетов и методические указания по их распределению на очередной год.

На втором этапе формирования проекта бюджета Минэкономразвития разрабатывает и направляет в Минфин проект федеральной адресной инвестиционной программы и предложения по распределению объемов государственных капитальных вложений по ведомственной структуре расходов бюджетов РФ.

 

Рисунок 5 – Иерархия бюджетного процесса в РФ с 2007 г.

Эти материалы анализируются специалистами подразделений Минфина РФ, вносятся поправки. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Минфина, и направляются в Бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Минфина РФ.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Бюджетной комиссии.

На третьем этапе формирования проекта бюджета Минфин РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией вносит их в Правительство РФ.

Правительство РФ одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

По результатам рассмотрения Государственной Думой проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Минфин РФ вносит в Правительство РФ предложения по внесению изменений в перспективный финансовый план, а Минэкономразвития составляет уточненный сводный финансовый баланс РФ.

Затем Минфин представляет в Бюджетную комиссию оценки изменения доходов бюджетной системы РФ и бюджета принимаемых обязательств в связи с их уточнением, и изменением параметров прогноза социально-экономического развития РФ.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:496

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.