Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Организация бюджетных расходов

Сущность и структура расходов бюджета, классификация бюджетных расходов РФ

Особенности бюджетных расходов в различных отраслях экономики, в социальной и политической сферах общества

Организация бюджетных расходов

Сущность и структура расходов бюджета, классификация бюджетных расходов РФ

Тема 5. Расходы бюджета (2 час.)

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Расходы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения бюджетного фонда. Экономическая сущностьрасходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

Организационное построение системы государственных расходов базируется на принципах целевой направленности средств, безвозвратности расходования государственных ресурсов, бесплатности, экономности расходования и контроля их использования.

Необходимо выделить следующие особенности расходов бюджета.

1. Расходы носят императивный (требовательный) характер, поскольку они вызваны наличием государства.

2. Расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений в конкретном государстве в определенный период времени.

3. Расходы являются непроизводительными, т.к. они являются частью национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

4. Существуют методологические особенности классификации расходов бюджета.

В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

1. Применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы соответствуют затратам, отражаемым в бюджете текущих расходов.

Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые объекты в соответствие с утвержденной инвестиционной программой; расходы на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное или муниципальное имущество. Большинство этих расходов отражается в бюджете развития.

Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств и для большей детализации в их составе выделяются три группы расходов: 1) поступление нефинансовых активов; 2) поступление финансовых активов; 3) выбытие финансовых активов.

2. Большое значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. Все расходы подразделяются на следующие крупные разделы: 1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана природной среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства массовой информации; 9) здравоохранение и спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

3. Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующие министерства, государственные учреждения или юридические лица, которые являются прямыми получателями бюджетных средств. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

4. В соответствие с территориальной классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законом о соответствующем бюджете и не может превышать 3 процентов утвержденного указанным законом общего объема расходов.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно – восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда используются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

 

 

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах:

1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.

2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения определенных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4. Безвозвратность бюджетных ассигнований.

5. Бесплатность бюджетных ассигнований.

Рассмотрим основные способы и формы бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

– финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

– финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования: 1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений; 2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 3) трансфертов населению; 4) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; 6) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; 7) межбюджетных трансфертов; 8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 9) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Расходы бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг осуществляются на основе государственных и муниципальных контрактов (заказов) – договоров, заключаемых органами власти с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такие контракты могут размещаться на конкурсной основе и включают условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием развивается бюджетное кредитование. Оно осуществляется в форме бюджетных кредитов, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований, кредитов иностранным государствам.

Бюджетный кредит занимает промежуточное положение между банковским кредитом и бюджетным финансированием. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования, бюджетные кредиты выдаются с условием возвратности, а с другой стороны, проценты по ряду таких ссуд не взимаются.

При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам – заемщикам.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу, либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1031

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.