Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Модели бюджетного федерализма.

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетное устройство страны означает организацию бюджетной системы, принципов ее построения. Бюджетное устройство определяет организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними.

Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющих:

– бюджетную систему;

– бюджетные права, которыми наделяются органы всех уровней власти;

– принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетное регулирование (межбюджетные отношения).

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих порядок формирования и исполнения бюджетов, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Бюджетные права органов государственной власти РФ и муниципальных образований означают совокупность прав и обязанностей в области бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти.

В рамках проводимой бюджетной реформы органы субъектов РФ имеют право: 1) на получение закрепленных доходов, дотаций, субвенций, субсидий; 2) на самостоятельное определение направления расходов своих бюджетов; 3) распределение отдельных видов доходов между своим бюджетом и бюджетом нижестоящего уровня, предоставление дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам; 4) осуществление контроля бюджетного процесса.

Органы местного самоуправления имеют право на самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов, образование резервных и целевых фондов в составе бюджета; распоряжение собственными дополнительными доходами.

Современный механизм регулирования межбюджетных отношений заключается в разграничении расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и межбюджетном регулировании доходов бюджетов.

Функционирование современной бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Регулирование бюджетных отношений осуществляется указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти, специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов (право органов власти на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств бюджета, наличие собственных источников бюджетов каждого уровня, недопустимость изъятия сумм превышения доходов над расходами бюджетов);

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных;

8) общего (совокупного) покрытия расходов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджетов;

13) единства кассы.

Структура бюджетной системы РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов, в том числе: а) бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, б) бюджетов городских и сельских поселений.

Состав бюджетной системы приведен на рис. 2.

 

 

 

Рисунок 2 – Состав бюджетной системы РФ

Федеральный бюджет предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ позволяет обеспечить решение задач и выполнение функций на уровне субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджеты всех уровней автономны, самостоятельны и не включаются друг в друга. Бюджеты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В составе бюджета РФ функционирует пять специальных фондов, через которые осуществляется выделение средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде финансовой помощи.

За счет средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов, начиная с 1994 г., осуществляется выплата дотаций регионам на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития. Средства Фонда направляются на финансирование федеральных программ развития регионов, оказание финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ.

В 2001 г. в Федеральном бюджете создан Фонд компенсаций. Средства Фонда в виде целевых субвенций и субсидий направляются на реализацию федеральных законов по выплате социальных пособий, пенсий инвалидам, детских пособий, предоставлению льгот.

Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной ставки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. и предназначен для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в бюджетную систему входят государственные социальные внебюджетные фонды. К ним относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 
 

В Бюджетном кодексе (ст.6 БК РФ) дается определение понятия консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Межбюджетные трансферты–средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Показатели консолидированных бюджетов используются: 1) в бюджетном планировании; 2) в сводном финансовом планировании, т. к. многие показатели сводного финансового баланса страны доходной и расходной части берутся из консолидированных бюджетов; 3) при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов; 4) показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на 1 жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы.

В свою очередь, средние расчетные показатели бюджетов являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий, а также используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Бюджетный федерализм.

Федеральное государство организовано в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. Каждый субъект федерации, муниципальные образования имеют свои бюджеты, средства которых предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения. При федеральном государственном устройстве каждый уровень власти имеет собственные права и полномочия, а органы управления избираются.

Для федерации характерны следующие черты: 1) иерархия органов управления; 2) разделение полномочий между всеми уровнями власти; 3) автономия и определенная степень независимости каждого уровня.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

– законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

– обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами;

– обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

– наличие единых и всем понятных методов регулирования бюджетов;

– самостоятельность и равноправие каждого бюджета.

В западных концепциях бюджетного федерализма вертикальное выравнивание трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений).

Вертикальное выравнивание предполагает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов. Горизонтальное выравнивание предполагает достижения баланса бюджетов на одном уровне бюджетной системы.

Для федеративных государств можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованныетипы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И, наконец, полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:

– использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;

– повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;

– значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов бюджетам нижестоящего уровня для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

В мире существуют государства, использующие различные модели бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская, германская, канадская модели бюджетного федерализма.

Американская модель (характерна для США, Индии) строится на относительно большой самостоятельности отдельных штатов. Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты имеют собственные непересекающиеся налоги. В настоящее время в США сложилась эффективная система самофинансирования местных органов власти: 92,3 % доходов штатов составляют собственные доходы, 88,6 % которых приходится на региональные налоги. Таким образом, региональные бюджеты США в своих финансовых средствах менее чем на 12 % зависят от федерального правительства.

Для германской модели бюджетного федерализма (характерной для Германии, Бразилии и скандинавских стран), основной чертой является тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. Для выравнивания условий между отдельными землями используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов.

Канадская модель бюджетного федерализма во многом похожа на американскую модель. Провинции самостоятельно определяют собственную налоговую политику, они имеют право добавлять свои ставки к базовой федеральной ставке налогов. Например, общая ставка федерального налога на доходы корпораций равняется 28,84%. Провинциальная часть налога на доходы корпораций колеблется от 14 до 17% (за исключением Квебека, где она составляет 8,9%). Таким образом, суммарная ставка налога на доходы корпораций может достигать 45,84%.

Анализ действующей практики показывает, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.

В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

– «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);

– «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ;

– финансовые трансферты субъектам РФ из федерального бюджета;

– дотации, субсидии и субвенции;

– целевые федеральные программы;

– взаимные расчеты;

– бюджетные ссуды;

– системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

В результате создания в 1994 году фонда финансовой поддержки регионов, в механизм финансово-бюджетного федерализма была введена новая форма перераспределения средств между бюджетами. Она заключалась в передаче средств из федерального бюджета региональным, путем формирования фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами.

Трансферты в настоящее время являются важнейшей составляющей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета. Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существенную дифференциацию в уровнях социально – экономического развития регионов и различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.

Межбюджетные отношения в РФ.

Входя в бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения можно представить в следующем виде:

1) разграничение (закрепление) расходов и доходов на постоянной основе между бюджетами разных уровней;

2) межбюджетное регулирование; оно включает в себя, во-первых, распределение регулирующих налогов по нормативам, утвержденным на временной основе между бюджетами разных уровней, и, во-вторых, перераспределение средств из бюджета одного уровня в другой в разных формах.

В системе взаимодействия бюджетов сохраняется определенная связь, иерархия, которая исходит из направленности бюджетных потоков в системе бюджетного федерализма преимущественно «сверху вниз», поскольку финансовые трансферты идут в основном из федерального бюджета.

Перераспределение средств из бюджета одного уровня в другой происходит в форме нормативно-целевых дотаций (трансфертов), дотаций, субвенций, субсидий.

Дотации – это средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенции – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах, для осуществления целевых расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетное регулирование.

Механизм регулирования доходов региональных бюджетов предполагает выделение трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), формирующегося за счет средств федерального бюджета. Объем трансферта формируется с учетом территориальных бюджетных доходов и численности населения региона.

В настоящее время применяется методика распределения средств ФФПР, предложенная и примененная в 2000-2001 гг.

В основу методики положено разграничение регионов по уровню бюджетной обеспеченности на следующие виды: 1) регионы-доноры (уровень бюджетной обеспеченности выше среднероссийского уровня); 2) дотационные регионы (уровень бюджетной обеспеченности ниже среднероссийского уровня); 3) высокодотационные регионы (уровень бюджетной обеспеченности намного ниже минимального уровня).


Регионами-донорами являются Москва и Санкт-Петербург, Красноярский край, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Подавляющее число регионов являются дотационными. Высокодотационными регионами являются республика Дагестан, Бурятия, Алтайский и Приморский край, причем доля каждого из них в ФФПР составляет от 3 до 7% [9, с. 43].

Суть методики распределения средств ФФПР заключается в следующем. Распределение средств фонда осуществляется путем разделения ФФПР на две части. Каждая из этих частей распределяется по своим критериям (первая часть (80% средств фонда) – по принципу пропорционального выравнивания, вторая часть (20%) – по принципу гарантированного минимума, для особо нуждающихся регионов).

Принцип пропорционального выравнивания означает распределение трансфертов пропорционально отставанию бюджетной обеспеченности от среднего по Российской Федерации уровня бюджетной обеспеченности. При этом производится расчет индексов бюджетных расходов (ИБР), показывающих, насколько больше необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе, по сравнению с минимальными затратами по стране для обеспечения одного и того же уровня финансирования бюджетных расходов. Например, ИБР 2,0 означает превышение в 2 раза стоимости предоставления условной единицы бюджетных услуг в данном регионе в расчете на душу населения.

Индексы бюджетных расходов позволяют привести среднедушевые бюджетные доходы различных регионов к сопоставимому виду. С помощью трансфертов, скорректированные на ИБР среднедушевые бюджетные доходы, повышаются до максимально возможного значения при заданном объеме ФФПР. Для дотационных регионов он становится одинаковым, но не выше, чем у регионов, не получающих трансфертов.

Распределение второй части ФФПР по принципу выравнивания до «гарантированного минимума» означает выравнивание уровня бюджетной обеспеченности всех дотационных регионов в результате распределения трансфертов до одного и того же, максимально возможного при заданном объеме ФФПР уровня.

Приведенный вариант распределения средств Фонда финансовой поддержки регионов наиболее значимо способствует повышению бюджетной обеспеченности отсталых регионов. Тем самым достигается главная цель распределения трансфертов.

Классификация доходов и расходов бюджетной системы.

Рациональное управление финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы учета движения денежных потоков.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько признаков классификации доходов и расходов бюджета.

Бюджетная классификация – это группировка по однородным признакам доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей. Сопоставление плановых и отчетных данных дает возможность делать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в своды, облегчает их рассмотрение и анализ, упрощает контроль исполнения бюджета. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами.

В соответствии со статьей 19 БК РФ бюджетная классификация включает:

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций сектора государственного управления.

Классификация доходов бюджетов РФ содержит следующие группы доходов: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Классификация расходов бюджетов бюджетной системы включает: 1) функциональную классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ; 2) экономическую классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ; 3) ведомственную классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она показывает расходы бюджетов в разрезе групп, предметных статей, подстатей и элементов расходов. Всего выделено три группы расходов: 1) текущие расходы, 2) капитальные расходы, 3) предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФявляется группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов соответствующего уровня и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации.

Классификация операций сектора государственного управления.

Структура классификации операций сектора государственного управления основана на трех принципах:

– влияния на чистую стоимость активов;

– влияния на секторы экономики;

– раздельного учета операций между подсекторами.

Классификация операций сектора государственного управления включает восемь разделов: доходы, расходы, поступление нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств.

Введение классификации операций сектора государственного управления позволило: 1) классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления; 2) применять метод начисления в бухгалтерском учете бюджетной сферы.

Бюджетная классификация является единойдля бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:880

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.