Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Методы компенсации риска.

Методы локализации и диссипации риска.

Локализация риска применяется исключительно редко: лишь в тех случаях, когда можно четко идентифицировать источники риска. Наиболее опасные участки производственного процесса локализуют, и над ними устанавливает контроль, снижается уровень финансового риска.

Подобный метод используют крупные компании для внедрения инновационных проектов, освоения новых видов продукции и т.д. В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.

Методы диссипации (рассеивания) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из них связан с распределением риска между стратегическими партнерами. В качестве партнеров могут выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь создают также акционерные общества, финансово-промышленные группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны. Объединение нескольких предприятий в одно либо в группу носит название интеграции.

Выделяют четыре основных ее вида:

1) вертикальная регрессивная (обратная) интеграция предполагает объединение с поставщиками;

2) вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;

3) горизонтальная интеграция предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничения зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;

4) круговая интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности, для достижения совместных стратегических целей.

Другая разновидность методов диссипации рынка – это диверсификация. Она подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.

Диверсификация закупок – это увеличение числа поставщиков, что позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. При возникновении сбоя в товарном потоке от одного партнера (нарушение графика, форс-мажор, банкротство и др.), предприятие может легко переключиться на другой.

Диверсификация рынка сбыта (развитие рынка) предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.

Данная группа методов относится к упреждающим методам управления (управление по возмущению). Наиболее эффективным их них является стратегическое планирование. Как средство управления риском оно дает наибольший эффект в том случае, если разработка стратегии проходит через все сферы внутри предприятия.

Предшествующие этому процессу работы по изучению внутреннего потенциала организации позволяют снять большую часть неопределенностей, выявить слабые места в производственном цикле, заранее разработать комплекс мероприятий по их устранению, план создания и использования резервов и т.д. Одна из составляющих этого метода – прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть его заключается в периодической разработке сценариев развития внешней среды предприятия: поведения конкурентов, партнеров, клиентов, региональной общеэкономической обстановки.

Данные прогнозы обеспечиваются информацией, получаемой при помощи мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды – еще одной составляющей стратегического планирования. Высокий эффект здесь дают использование компьютерных систем нормативно-справочной информации, подключение к базам данных коммерческой информации, проведение соответствующих аналитических исследований, обращение к услугам консалтинговых фирм.

Еще один метод компенсации риска – создание системы резервов. Создание резерва достаточно близко к страхованию. При использовании этого метода на предприятии создают страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, составляют планы их мобилизации в условиях кризиса.

В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным. К примеру, производственные кооперативы обязаны создавать страховой фонд в размере 5% прибыли, находящейся в их распоряжении после расчетов с банком и бюджетом.

Следующий метод борьбы с риском – активный целенаправленный маркетинг. Он подразумевает использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.

15.2. Методы финансирования рисков

Как уже указывалось выше, финансирование рисков подразумевает покрытие убытков, возникающих вследствие наступления рисковой ситуации. Существующие на данный момент методы позволяют выбрать один из следующих источников средств:

􀂾 текущий доход;

􀂾 резервы;

􀂾 использование займа;

􀂾 самострахование;

􀂾 страхование;

􀂾 нестраховой пул;

􀂾 передача финансирования на договорной основе;

􀂾 поддержка государственных и муниципальных органов;

􀂾 спонсорство.

Методы, основанные на использовании этих источников, можно разделить на две группы (рис. 15.2).

Рис.15.2.Классификация методов финансирования рисков

Покрытие убытка из текущего дохода (Current expensing of losses).Суть этого метода сводится к тому, что покрытие ущерба осуществляется за счет текущих денежных потоков компании. Никакие фонды не создаются.

Как правило, этот метод финансирования риска используется, если величина убытков невелика и существенно не искажает денежные потоки.

Однако следует учитывать финансовое и экономическое состояние предприятия на момент реализации риска. Если неблагоприятное событие наступает в период кризиса или низкой доходности, то это вызовет негативные последствия. Таким образом, для определения целесообразности применения этого метода следует точно рассчитать пороговое значение ущерба, превышение которого ведет к отказу от данного метода.

Покрытие убытка из резервов (Reserving).При использовании данного метода предполагается, что на предприятии создаются резервные фонды, специально предназначенные для покрытия убытков от реализации рисков. Условия использования резервов те же, что и при применении метода покрытия убытков из текущего дохода.

Единственное отличие в том, что здесь суммы покрываемого ущерба могут быть несколько выше. Таким образом, пороговое значение здесь выше, но определенную сложность составляет определение размера резервов. Слишком малый размер не позволит в достаточной мере обеспечить защиту от риска, а слишком высокий вызовет отвлечение неоправданно больших сумм из оборота компании.

Покрытие убытка за счет использования займа (Borrowing).Данный метод используется, если фирма может рассчитывать на получение кредита. Хотя этот источник и является внешним, но вся ответственность за покрытие ущерба лежит на организации. Особенность этого источника в том, что им не всегда можно воспользоваться. При крупных размерах убытка кредитная организация может отказать в предоставлении средств. Даже если кредит все-таки предоставлен, остается риск, что условия возврата будут очень жесткими в силу оценки кредитором риска невозврата.

При оценке эффективности использования данного метода особое внимание следует уделять исследованию ликвидности и возвратности займа.

Покрытие убытка на основе самострахования (Self-Insurance).В данном случае под самострахованием понимается форма страхования, реализуемая в рамках собственной фирмы либо группы компаний. Суть здесь заключается в том, что организация создает страховые фонды, предназначенные для покрытия убытков.

Одной из разновидностей механизмов самострахования является создание кэптинговых страховых организаций (captive insurance). Это страховые компании, входящие в состав нестраховых организаций (групп компаний). Они страхуют риски всей группы. Несмотря на то, что кэптинговая компания является отдельным юридическим лицом, риски и все создаваемые страховые резервы остаются внутри данной группы.

Метод самострахования применяется в условиях наличия большого числа однородных рисков. Пороговые значения вероятного ущерба рассчитываются на основе данных о финансовых возможностях группы предприятий в целом.

Покрытие убытка на основе страхования (Insurance).Страхование как метод финансирования риска используется достаточно часто. Здесь ответственность за возмещение возможного ущерба передается (за определенную плату) специализированной организации – страховой компании. Причем возмещение ущерба может быть переложено как частично, так и полностью.

Покрытие убытка на основе нестрахового пула (Noninsurance pooling).Данный метод подразумевает передачу финансирования риска другому лицу – нестраховому пулу. Таким пулом может выступать, к примеру, специальный фонд взаимопомощи, созданный объединением предпринимателей. В данном случае участие фирмы в возмещении ущерба снижается за счет софинансирования.

Покрытие ущерба за счет передачи ответственности на основе договора (Contractual transfer).В данном случае финансирование ущерба передается другому субъекту на основе заключенного договора. Примером такого метода является хеджирование (hedging) – процедура передачи ценового риска, направленная на его минимизацию.

Покрытие убытка на основе поддержки государственных либо муниципальных органов (Budget support).Здесь часть возмещения ущерба от реализации риска ложится на государственные или муниципальные органы. Очевидно, что применение данного метода зависит от возможности привлечения подобной поддержки.

Покрытие убытка на основе спонсорства (Sponsorship). Данный метод предполагает снижение риска за счет привлечения спонсора. На использование этого инструмента сложно рассчитывать до возникновения ущерба. Обычно это происходит только тогда, когда риск реализован и совершенно очевидно, что размер убытков непосилен для носителя риска. Кроме того, степень участия спонсора в софинансировании всецело зависит от его щедрости.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:543

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.