Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция №3

Тема: Бюджетная система и внебюджетные фонды.

План:

1- Сущность и назначение бюджета: 1.1. доходы бюджета

1.2. расходы бюджета

2- Процедура субвенции

3- Управление дефицитом бюджета

4- Построение бюджета

1

Бюджет (в переводе с английского означает – сумма) представляет собой форму образования и распределения денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, при этом государство общественным инструментом на который возлагаются функции управления обществом, экономической и социальной средней. В целом особенность бюджетных отношений проявляется в том, что они носят характер не прямого воздействия со стороны государства зато прямое воздействие внутренних факторов финансовой системы. Отсюда вытекает закон эквивалентного обмена «бюджетные отношения не находятся под прямым воздействием закона о стоимости». Следует отметить, что бюджетные методы управления носят принудительный характер, причем, бюджет действует в таких направлениях как:

· Экономический рычаг (метод) клонирования, регулирования и управления экономической стороны, а так же на уровне региона, отдельной отрасли и т.д.

· Механизм управления финансовыми ресурсами и на организации денежных отношений

Данные направления взаимодополняют друг друга.

Первое направление означает, что бюджет представляет собой финансовый план страны или региона

Второе направление означает, что бюджет есть единое звено в общей финансовой системе (см. рис.6).

Использование бюджета определяется финансовой политикой государства, частью которой выступает бюджетная политика.

Бюджетная политика – это юридических экономических, экономических, организационных мер по составлению, регулированию, а так же управление его дефицитом. В целом же бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность федерального, регионального и местного бюджета.

Бюджетная система РФ включает в себя:

· Федеральный бюджет

· Бюджеты субъектов РФ

· Местные бюджеты

Федеральный бюджет – это государственный бюджет РФ. Он взаимодействует со всеми звеньями формирования системы и представляет собой систему (план) доходов и расходов хозяйствующих субъектов.

Государственный бюджет субъектов РФ включает в себя:

· Республиканский бюджет республики, входящих в состав РФ

· Областной бюджет автономной области

· Окружной бюджет автономного округа

· Краевой бюджет края

· Областной бюджет области

· Городские бюджеты городов (Москвы и Санкт – Петербурга)

Местные бюджеты – это бюджеты муниципальных образований, формирование и использование которых осуществляют органы местного самоуправления.

Наивысший статус в бюджетной системе принадлежит ее первому ур. Бюджеты субъектов РФ являются его неотъемлемой частью. Бюджеты, которые входят в общую бюджетную систему, называются консолидированными бюджетами. Они представляют собой совокупность (свод) бюджетов нижестоящих территориальных уровней.

В целом бюджетное устройство РФ базируется на следующих принципах:

· Единства

· полноты информации

· гласности

· реальности

· самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой. Типовыми формами документации и т.д.

Полнота как принцип означает, что бюджет должен отражать все необходимые виды расходов, а так же источники дохода.

Реальность означает, что показатели бюджета должны рассчитываться на основе достоверных источников и обоснованных норм расчетов.

Гласность реализуется через принятие законов и постановлений по бюджетам, а так же их публикация в открытой форме.

Самостоятельность означает, что утверждение нового бюджета осуществляется уполномоченным на то органом государственной власти.

Следует учитывать, что к собственным доходам относится:

· сборы и налоги

· доля, например федеральных налогов

· налоговые субъекты федерации, закрепленные за данным бюджетом

Расходы всех уровней бюджета различаются на:

1- средства, включаемые в состав текущих расходов

2- расходы, включаемые в бюджет развития

При этом к бюджету текущих расходов относится:

· расходы на текущее содержание, ремонт ЖКХ

· учреждений здравоохранения, образования и т.д.

К бюджету развития относится ассигнования на инновационную (новую) и инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов состав бюджета (см. рис. 6).

2

Субвенция (в переводе с латинского означает «помощь») это денежные средства, выделяемые конкретному бюджету на определенные цели и на обусловленный срок, причем из бюджета вышестоящего уровня.

Виды субвенций:

· текущие, такие субвенции направляются на финансирование текущих расходов.

· Инвестиционные, они направляются на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Кроме того, в федеральном и региональном бюджетах, например, для оказания помощи нижестоящему региону может создаваться фонд финансовой поддержки региона.

3

Дефицит бюджета не всегда опасен для экономической среды, т.е. когда расходы больше доходов. Он также может быть связан, например, с необходимостью крупных финансовых вложений в экономику страны для реализации каких либо программ, которые вовсе не связаны с кризисом.

Бюджетный дефицит, но уже с экономическим кризисом, бывает тогда, когда наблюдается распад экономики и требуется специальные меры, как для стабилизации экономики, так и для оздоровления общества в целом.

Бюджетный дефицит перестроечного периода был вызван следующими факторами:

· Огромные дотации в сфере экономики

· Бесконтрольный и повсеместный рост расходов

· Подъем объема производства, а значит увеличения неплатежей в бюджет

Величина дефицита согласно данным мировой практики не должна превышать 2-3 % ВВП. Для покрытия дефицита бюджета правительство использует различные источники, а именно:

· Кредиты Центрального банка, а так же банков других государств

(МВФ)

· Дополнительный выпуск ЦБ и получение доходов по ним

· Прибыль ЦБанка

Для уменьшения дефицита бюджета и увеличения его доходной части необходимы следующие мероприятия:

· Совершенствование налоговой системы и соблюдение законодательства по налогам и их перечислению в бюджет.

· Совершенствование деятельности государственной налоговой службы (ГНС)

· Введение механизма «секвестра» расходов

Секвестр – это пропорциональное понижение государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета на 5, 10, 15%. При этом существуют так называемые статьи бюджета, к ним относятся:

· Заработная плата

· Пенсии

· Пособия

· Стипендии

· Инвестиции в какую–либо отрасль

Кроме перечисленных мероприятий в целях уменьшения дефицита следует выделить: поддержку финансовой конституции, которая существует в международной практике:

· Любые расходные решения сверх установленного бюджетом могут применяться только после нахождения источника, либо за счет понижения определенных расходов

· Правительство не может получить кредиты от ЦБ, оно обязано покрывать дефицит бюджета за счет займов от не кредитных учреждений или у населения, например, в форме ценных бумаг

· Государственная дума (парламент) может принимать или отклонять бюджетные расходы, которые представлены правительством , но не имеют никакой инициативы.

4

Основными характеристиками любого бюджета являются:

· Объем расходов бюджета

· Объем расходов, в том числе, текущих расходов бюджета и бюджеторазвития

· Превышение доходов над расходами, либо уже дефицит бюджета

· Дотации и субвенции бюджетам со стороны территориального уровня

· Перечень доходов и нормативов фиксированных долей расходов (в процентах), которые закреплены за бюджетом территориального уровня

· Оборотная кассовая наличность

Построение бюджета начинается, прежде всего, с определения размеров и направления расходов. В этом заключается отличие бюджета, т.е. его составления от финансового плана.

На предприятии составление финансового плана начинается с определения его доходов. Расчет суммы расходов бюджета производится тарингативным методом. В его основе лежат:

· Минимальные социальные и финансовые нормы

· Нормативы в расчете на одного жителя

· Численность населения региона

Социальные нормы – это показатели необходимой обеспеченности населения различными услугами, причем в денежном выражении.

Финансовой минимальной бюджетной обеспеченности, а иначе говоря - это расчетный показатель минимальной потребности в бюджетных средствах на одного жителя региона по текущим расходам. С учетом этих норм и нормативов составляется минимальный бюджет. Он представляет собой рассчитанный объем доходов и расходов региона, который учитывает государственные миниципальные стандарты.

Государственные муниципальные стандарты (ГМС) – это установленный государством РФ минимальный уровень гарантированной социальной защиты.

Как правило, бюджет утверждается на базе федеральных и республиканских законов и в частности в законах Москвы, Санкт – Петербурга. Например, от 31 июля 1998 года №145 был утвержден бюджетный кодекс РФ, который введен в действие с 01 января 2000 года.

Бюджетный кодекс установил:

· Новые принципы банковского законодательства правовые

· Основы функционирования бюджетной системы

· Правовое положение субъектов бюджетных правоотношений

· Порядок регулирования межбюджетных отношений

Кодекс регламентирует вопросы полного или частичного разграничения определенных полномочий между уровнями бюджетной системы. Бюджетный кодекс предусматривает так же регулирование вопросов о порядке предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, а так же порядок финансирования дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ.

Кодекс предусматривает следующие способы финансирования:

1. Безвозвратный

2. Возвратный

При первом способе речь идет о безвозвратном финансировании бюджетных учреждений и государственных органов (органов местного самоуправления). Данное финансирование опирается на целостную (единую) смету (план),которая охватывает все совокупные доходы и расходы.

А второй способ применяется к небюджетным учреждениям и органам.

5

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:455

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.