Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Общие понятия об управлении финансами.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих мобильность и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:

1. Распад СССР поставил управление российской финансовой системы в кардинально новые условия, разорваны экономические и финансовые связи между республиками, входившие в бывший СССР.

2. Прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям, поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферы, получившая относительно автономное функционирование.

3. Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности государственной и колхозно-кооперативной, в результате приватизации в экономике образовалась множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственную финансовую стратегию и тактику.

4. Сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику управления финансами. В связи с этим возникла необходимость учета особенности управления финансами в различных сферах экономической деятельности (контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций, управление финансами органов государственной и муниципальной власти, контроль за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.).

5. Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий бывшего СССР оказался неожиданным, никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования.

Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы:

1. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

· Выработка принципов и концепции программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание Президента РФ, в котором формируются основные принципы социально-экономической, в том числе, финансовой политики, подготовку Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, а также местными администрациями проектов бюджета соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчета. Кроме того, Правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период.

· Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее решению. Управление финансами на территории России регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ.

2. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансами:

· Формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие, среды в экономике и ограничение монополизации рынка.

· Регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественной монополии.

· Регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики и т.д.

3. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

· Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление цен, в ряде случаев – предельных (на ограниченную номенклатуру товаров и услуг).

· Управление унитарными предприятиями государственной и муниципальной собственности и контроль за их финансовой деятельностью.

· Установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйств.

· Применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе, налоговой дисциплины.

4. Прогнозирование экономического и социального развития важнейших финансовых показателей:

· Долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

· Разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочные прогнозы 3-5 лет) период, и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределение.

· Разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социально-экономических проблем и их финансовое обеспечение.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют 3 группы объектов:

1. Финансы организаций.

2. Страховые отношения.

3. Государственные и муниципальные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1. Финансовые службы и отделы организации.

2. Страховые органы.

3. Государственные финансовые органы.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

1. Финансовое планирование. Оно занимает важное место в системе управления финансами. В ходе планирования любой хозяйствующий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

2. Финансовый контроль. Как элемент управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

3. Оперативное и стратегическое управление представляет собой комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа, складывающейся финансовой системы, и преследующая цель получения максимального эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:425

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.