Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Бюджет и бюджетная система.

Социально-экономическая сущность бюджета.

 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений состоит в том, что они:

1. возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство.

2. связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом этапе его развития. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода. Централизация имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий.

Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики субъектов федерации.

Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства зависит от ряда факторов:

─ уровня развития экономики

─ методов ведения хозяйства

─ решаемых обществом задач

Бюджет можно рассматривать в 3-х аспектах:

─ бюджет как экономическая категория

─ в материальном смысле

─ как правовая категория

Как экономическая категория бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Являясь частью финансов, бюджет характеризуется теми же чертами, однако имеются особенности, отличающие его от других звеньев финансовой системы:

1. Бюджет является особой экономической формой перераспределенных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием с целью удовлетворения потребностей общества.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода (реже национального богатства) между отраслями народного хозяйства, территориями, ведомствами и т.д.

3. Пропорции бюджетного перераспределенной стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных (муниципальных) финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета, по сравнению с другими звеньями.

Существование бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функцию. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использованием с целью удовлетворения потребностей общества. Вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами распределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства, не одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многоуровнего перераспределения средств как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношении с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция заключается в том, что в бюджете отображаются экономические процессы, протекающие в обществе.

Реальным воплощением бюджетной политики выступает бюджетный механизм, который отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение общегосударственных задач.

Бюджетный механизм позволяет использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики.

Бюджетный механизм тесно связан с финансовой политикой государства. Меняется политика, меняется бюджетный механизм.

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций, соответствующих органов государственной и местной власти.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утвержденным соответствующими представительными органами государства или местной власти. Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово плановый акт или основной финансово плановый акт местного уровня (на федеральном уровне и уровне субъектов федерации бюджет имеет статус закона, на муниципальном – постановления и решения).

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

1. Бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы (смета, бизнес-план, его финансовый раздел).

2. Бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности финансовыми планами коммерческих организаций фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возмещение ассигнования. Что касается бюджетного учреждения, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Помимо бюджета, утвержденного в обычном порядке, законодательство предусматривает возможности введения чрезвычайного бюджета. Это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения.

Консолидирующий бюджет – это свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, использующий для расчета и анализа межбюджетных отношений (правовым актом не является).

Консолидирующий бюджет РФ = федеральный бюджет РФ + бюджеты субъектов федерации.

Бюджет краевой (областной, республиканский, районный) – это бюджет национально-государственного либо административно-территориального образования.

Бюджет края (области, республики) – это консолидированный бюджет = бюджет краевой (республиканский, районный) + бюджеты городов и районов (края, области).

 

Бюджетная классификация РФ

 

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» №127 – ФЗ от 8 августа 2001г.

Приказ Минфина № 53н от 18 июля 2001г. о продлении срока действия приказа Минфина РФ от 25 мая 1999г №38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ и внесения в него изменений и дополнений».

 

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и используются бюджеты. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектов классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, устанавливает единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов, согласованных принципов бюджетного процесса.

С 01.01.1995 г. в РФ введена новая бюджетная классификация.

БК включает:

1. Классификация доходов бюджетов РФ.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ.

4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

7. Классификация видов государственного внешнего долга РФ.

8. Ведомственная классификация расходов бюджета.

Расшифровка:

I. Является группировкой доходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

II. Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Общее для всех остальных:

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджета РФ является единой для бюджетов всех уровней в бюджетной системе РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:523

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.