Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 5 Управление финансами

Вопросы:

1. Сущность и методы управления финансами

2. Система государственных органов управления финансами и их функции

3. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Вопрос №1. Сущность и методы управления финансами

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятия, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, являются финансовым аппаратом.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важных мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Вопрос №2. Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание иего две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оператив­ному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специаль­ные страховые структуры. Работу по управлению государствен­ными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис­полнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно ус­танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан­сами, выступает Министерство финансов Российской Федера­ции и его органы на местах.

Его основными задачами в области управления финансами являются:

• выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу го­сударственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

• федерального бюджета на очередной финансовый год, по­рядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;

• разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

• финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

• налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;

• регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка и др.

2. Разрабатывает и утверждает:

• порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;

• порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы;

• формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела и др.

3. Осуществляет:

• составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;

• прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;

• ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• экспертизу проектов финансово-экономических обоснова­ний к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

• управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

• функции эмитента государственных ценных бумаг РФ.

Основными департаментами Министерства финансов РФ являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сель­ского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных ор­ганов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом, определяющий эмиссию государственных внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение и др.

Важным структурным органом в управлении финансами выступает Федеральное казначейство, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое­временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба, которая обязана:

• проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

• проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

• приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнения ими налогового законодательства;

• взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Вопрос № 3. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Финансовое планирование, как уже отмечалось, выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом фи­нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно­го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде­ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. Наиболее важными из них являются: метод экстраполяции, норматив­ный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из пока­зателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми­рования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности финансовый менеджмент.

Основная задача финансового менеджмента по мобилиза­ции и использованию денежных фондов предприятий состоит в максимизации их реальных пассивов и активов. При этом важнейшее значение имеют следующие вопросы финансового менеджмента:

•планирование и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовые службы предприятий разрабатывают фи­нансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и обеспечения их финансовыми ресурсами. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения;

•принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования средств. Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования;

• координация финансовой деятельности со всеми службами предприятий. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что, в свою очередь, оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций;

 

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1272

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.