Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль — это совокупность мероприя­тий по проверке соответствия фактического состояния финансо­вой системы плановому или отчетному. Финансовый контроль заключается в:

1) деятельности специально созданных контролирующих орга­нов за соблюдением финансового законодательства и финансо­вой дисциплины всех экономических субъектов;

2) управлении финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффек­тивности финансовых операций.

Финансовый контроль имеет два различных аспекта. Госу­дарственный финансовый контроль — комплексная и целена­правленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях ос­новных законов государства. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, кор­поративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки госу­дарственного управления, а негосударственного (главным обра­зом внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои от-

числения в пользу государства и другие издержки с целью повы­шения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

обязательный контроль за финансовой деятельностью физи­ческих и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтвержде­ние данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.);

инициативный (внутренний) контроль не установлен зако­нодательно, но является неотъемлемой частью управления фи­нансами предприятия для достижения тактических и стратеги­ческих целей;

предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений; текущий (оперативный) финансовый контроль производит­ся в момент совершения денежных сделок, финансовых опе­раций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.;

последующий финансовый контроль проводится путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации; предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов. Различают следующие объекты контроля:

бюджет;

внебюджетные фонды;

налоговые поступления;

валютные поступления;

кредит;

страхование;

инвестиции;

денежная масса. Методы контроля:

1. Обследование изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возмож­ных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за эко­номическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, осуществляется надзор со стороны Центрального банка (ЦБ) России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового над­зора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение

нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению ин­тересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

3. Анализ финансового состояния как разновидность фи­нансового контроля предполагает детальное изучение периоди­ческой или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидно­сти, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение {мониторинг) — постоянный контроль со сто­роны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию до­срочного возврата ссуды.

5. Ревизия или проверка наиболее глубокий и всеобъем­лющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъек­та с целью проверки ее законности, правильности, целесообраз­ности, эффективности. Ревизии могут быть:

• полными и частичными;

• комплексными и тематическими;

• плановыми и внеплановыми.

Ревизии проводятся органами управления в отношении под­ведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Де­партаментом финансового контроля и аудита Министерства фи­нансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основа­нии которого принимаются меры по устранению нарушений, воз­мещению материального ущерба и привлечению виновных к ответ­ственности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:404

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.