Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Метод рынка капитала

Метод рынка капиталаоснован на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым. Преимущество метода заключается в использовании фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не на прогнозных данных. При реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Метод применяется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций. Опираясь на данные о стоимости активов, прибыли или денежного потока оцениваемого предприятия, его стоимость определяют по аналогии с соотношением этих показателей и цен на акции у сходных предприятий (принадлежащих к той же отрасли).

Алгоритм метода:

1.Формируется список компаний-аналогов, имеющих котируемые на фондовом рынке акции.

Основные критерии отбора компаний-аналогов:

На основе различных критериев оценщик делает вывод о сопоставимости оцениваемой компании и компании, выбранной в качестве аналога.

А). Отраслевое сходство.

Потенциально сопоставимые компании всегда принадлежат к одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:

· Уровень диверсификации производства: если предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравниваемая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо аналогичный товар дает не более 20% общей прибыли, то такие компании не являются сопоставимыми.

· Характер взаимозаменяемости производимых продуктов: если одно предприятие имеет оборудование, легко поддающееся переналадке для производства новых товаров, а другое – способное производить только конкретный продукт, то такие предприятия по-разному отреагируют на изменение рыночной ситуации.

· Зависимость от одних и тех же экономических факторов: например, стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будет существенно отличаться.

· Стадия экономического развития: опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры, надежных поставщиков и т.д.

Б). Размер.

Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.п. Кроме того, оценщику следует учитывать следующие факторы, обеспечивающие величину прибыли:

· Географическая диверсификация: крупные компании обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, минимизируя тем самым риск нестабильности объемов продаж.

· Количественные скидки: крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие компании, и получают при этом значительные скидки. Кроме того, коэффициент использования оборудования в крупных компаниях выше, поэтому показатель, рассчитанный для открытой компании, должен быть понижен.

· Ценовые различия по сходным товарам: у крупных компаний зачастую есть возможность устанавливать более высокие цены, т.к. покупатель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендовавших себя фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирующий качество.

В). Перспективы роста.

Оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, т.к. она оказывает влияние на характер распределения чистой прибыли, на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. Оценивая перспективы роста компании, оценщик рассматривает степень влияния следующих основных факторов:

· Общий уровень инфляции

· Перспективы роста отрасли в целом

· Индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли

· Динамика доли предприятия на рынке

Г). Финансовый риск.

Оценка финансового риска осуществляется следующими способами:

· Сравнивается структура капитала (соотношение собственных и заемных средств).

· Оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами.

· Анализируется кредитоспособность фирмы, или способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Д). Качество менеджмента.

Анализ по этому критерию наиболее сложен, т.к. он проводится на основе косвенных данных:

· Качество отчетной документации

· Возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала

· Место компании на рынке и т.п.

 

2. Зарегистрированная на фондовом рынке стоимость одной акции компании-аналога умножается на количество ее акций, находящихся в обращении, т.е. учитываемых фондовым рынком. Таким образом получается рыночная стоимость компании-аналога (Цан).

 

3. По компании-аналогу составляются ценовые мультипликаторы.

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий отношение рыночной цены предприятия (или акции) к финансовой базе. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия (прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и др.).

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо представляет собой среднюю величину цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов за последний отчетный год, за последние 12 календарных месяцев или средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценочной практике используются два типа мультипликаторов:

1). Интервальные:

· Цена/прибыль: может использоваться любой показатель прибыли – чистая, до уплаты налогов и др.; крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли, а мелкие – на основе прибыли до уплаты налогов, т.к. в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении. Использование этого мультипликатора дает более точный результат, если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов.

· Цена/денежный поток: может использоваться любой показатель прибыли, увеличенный на величину начисленных амортизационных отчислений. Ориентация на этот мультипликатор предпочтительнее при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость, или убыточных предприятий, или предприятий с незначительной величиной прибыли.

· Цена/дивидендные выплаты: могут использоваться как фактически выплаченные дивиденды, так и потенциальные. Этот мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.

· Цена/выручка от продажи, цена/физический объем (физический объем производства, размер производственных площадей, количество оборудования, а также любая другая единица измерения мощности): используются редко, хорошие результаты дают при оценке предприятий сферы услуг. Достоинством является их универсальность, т.к. не зависят от методов бухучета.

2). Моментные:

· Цена/балансовая стоимость, рыночная стоимость акции/балансовая стоимость акции (КРБ): использует величину балансовой стоимости предприятия на дату оценки либо на последнюю отчетную дату. Оптимальная сфера применения этого мультипликатора – оценка холдинговых компаний либо быстрая реализация крупных пакетов акций.

· Цена/чистая стоимость активов: можно применять в том случае, если у оцениваемой компании имеются значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование); основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности.

· Рыночная стоимость акции/доход в расчете на одну акцию (КРД).

 

4.Рассчитывается предварительная рыночная стоимость оцениваемой компании путем умножения ценового мультипликатора на соответствующую базу оцениваемой компании (чистую прибыль, прибыль до налогообложения и пр.).

 

5.Предварительная стоимость может быть скорректирована в зависимости от других факторов (например, владение контрольным пакетом акций, фактор риска по странам, конкурентоспособность, ликвидность и др.).

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:413

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.