Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Качественные методы, используемые в процессе финансового планирования

Классификация методов финансового планирования и прогнозирования

Формализованные методы финансового планирования

Качественные методы, используемые в процессе финансового планирования

Лекция Методы финансового планирования

1Классификация методов финансового планирования и прогнозирования

Качество разрабатываемых финансовых планов напрямую зависит от правильности выбора методов финансового планирования и умелого их комбинирования.

Методы финансового планирования – это совокупность приемов и способов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых финансовых документов.

Критериями выбора методов, используемых в финансовом планировании, являются:

1. стадия финансового планирования;

2. степень определенности ситуации или проблемы;

3. уровень влияния финансового показателя или принятого решения на устойчивость и эффективность функционирования организации;

4. наличие на предприятии временных, финансовых, информационных, методических, кадровых, технических ресурсов для осуществления финансового планирования.

В наиболее общем виде финансовое планирование включает ряд последовательных стадий:

1. сбор и анализ информации;

2. составление финансовых прогнозов;

3. формирование финансовой стратегии;

4. разработка основных направлений финансовой политики и их утверждение;

5. предварительный расчет финансовых показателей и увязка их с показателями планов, составляемых другими подразделениями предприятия;

6. разработка проекта финансового плана;

7. согласование отдельных показателей проекта плана, затрагивающих взаимоотношения с государственным бюджетом и банковскими учреждениями;

8. рассмотрение и утверждение финансового плана руководством предприятия.

Каждая стадия финансового планирования имеет определенный арсенал методов для ее осуществления.

Данные методы условно можно разделить на три группы:

1. методы, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта специалистов;

2. формализованные методы;

3. комбинированные.

К методам первой группы, используемым в финансовом планировании, относятся методы:

1. экспертных оценок;

2. метод «Дельфи»,

3. методы структуризации, типа «дерева целей»;

4. метод сценариев.

Формализованные методы основаны на использовании математических, экономико-математических и графических методов и моделей.

Имитационное моделирование относится к комбинированным методам финансового планирования, так как для выбора ситуационных переменных и прогнозирования их значений используется интуиция и опыт специалистов, а зависимости между данными переменными описываются как правило формализованным языком.

В основе данного метода лежат модели, предназначенные для изучения влияния различных значений ситуационных переменных на искомые финансовые показатели. По результатам моделирования может выбираться один или несколько вариантов действий; при этом значения факторов, использованных в процессе моделирования, будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях.

 

Качественные методы используются, когда специалисты не могут словесное описание поставленной задачи перевести в формальное или не имеют для этого соответствующих ресурсов.

Метод экспертных оценок предполагает получение искомой информации путем опроса и обработки особым способом мнений экспертов. Экспертиза – это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалистов, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа. В современной интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Метод экспертных оценок достаточно ценен в финансовом планировании, осуществляемом в нестабильной среде и используется при определении финансовой стратегии, направлений финансовой политики, оценке проектов финансовых планов, прогнозировании объемов продаж, индексов инфляции, курсов валют, объема затрат по новым проектам и т. д.

Сущность метода «Дельфи» заключается в получении информации путем последовательного индивидуального опроса экспертов и интеграционном сведении их мнений к единому. При этом проводится несколько туров опроса экспертов. Данный метод ориентирован на составление различного рода прогнозов, оценку вероятности осуществления того или иного события. Его использование наиболее актуально при разработке финансовой стратегии предприятия.

Метод построения дерева целей позволяет выявить количественные и качественные взаимосвязи и отношения между целями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения. «Дерево целей» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня, цели 2-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей – достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д.

К методам структуризации относится и метод построения дерева факторов. Пример факторного дерева рентабельности операционного капитала представлен на рис. 3.1.

Метод сценариев основан на разработке и анализе документов, содержащих описание проблемы и предложения по ее решению. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит, как правило, результаты экономического и статистического анализа с предварительными выводами. Данный метод используется при формировании долгосрочных и среднесрочных прогнозов финансовых показателей, при формировании финансовой стратегии и финансовой политики предприятия.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:969

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.