Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Общие понятия научного управления и область применения

Птицы

Простейшие Хордовые Рыбы Амфибии Рептилии

Млекопитающие

Жизнь на Земле зародилась около 4-5 млрд лет назад. Вначале на Земле существовали простейшие одноклеточные организмы, потом многоклеточные, появились губки, кишечнополостные, немертины, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, хордовые. Именно хордовые животные дали начало позвоночным, к которым относятся круглоротые, рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие и птицы. Таким образом, наши домашние животные в историческом плане прошли очень сложный путь развития и этот путь называется филогенезом.

Основные законы биологического развития.

 

Каждый живой организм, несмотря на многообразие своих форм и приспособлений к условиям внешней среды, в своем развитии подчинен строго определенным законам.

1) Закон исторического развития. Все ныне живущие организма, независимо от их уровня организации, прошли длительный путь исторического развития (филогенез). Этот закон, сформулированный Ч.Дарвиным, нашел свое развитие в трудах А.Н.Северцева и И.И.Шмальгаузена.

 

Итак, филогенез(phylo-род, genesis-развитие)– это историческое развитие определенного вида животного от низших форм к высшим. Советский ученый И.И.Шмальгаузен сформулировал следующие принципы филогенеза:

а) В процессе развития организма постоянно идет дифференциация клеток и тканей с одновременной их интеграцией. Дифференциация – это разделение между клетками функций, одни участвуют в переваривании пищи, другие, как, например, эритроциты в переносе кислорода. Интеграция- это процесс укрепления между клетками, тканями взаимосвязей, которые обеспечивают организму целостность.

б) Каждый орган имеет несколько функций, но одна из них является главной. Остальные функции являются как бы второстепенными, запасными, но благодаря им орган имеет возможность преобразоваться. Так, например, поджелудочная железа имеет несколько функций, но главная это выделение панкреатического сока для переваривания пищи.

в) При изменении условий жизни может произойти смена главной функции на второстепенную и наоборот. Так, например, печень у зародыша вначале выполняет кроветворную функцию, а после рождения является пищеварительной железой.

г) В организме всегда наблюдаются два противоположных процесса: прогрессивное развитие и регрессивное развитие. Регрессивное развитие еще называют редукцией. Органы, которые утрачивают свои функции, как правило, подвергаются редукции, т.е. постепенному исчезновению. Иногда они сохраняются в виде рудимента (при сохранении второстепенной функции)- рудимент ключицы у собак и кошек.

д) Все изменения в организме происходят коррелятивно, т.е. изменения в одних органах непременно ведут к изменениям в других органах.

 

2) Закон единства организма и среды. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Этот закон, сформулированный И.М.Сеченовым, нашел свое развитие в трудах И.П.Павлова, А.Н..Северцева. Согласно А.Н.Северцеву биологический прогресс у животных в окружающей среде характеризуется увеличением числа особей, расширением ареала обитания и разделением на подчиненные систематические группы. Он достигается 4 путями:

а) путем ароморфоза, т.е. морфофизиологического прогресса, в результате которого усложняется организация животного и происходит общий подъем энергии жизнедеятельности (ракообразные, паукообразные, насекомые, позвоночные);

б) путем идиоадаптации, т.е. частных (полезных) приспособлений, но при этом сама организация животного не усложняется (простейшие, губки, кишечнополостные, иглокожие);

в) путем ценогенеза, т.е. эмбриональных приспособлений, которые развиваются только у зародышей, а у взрослых исчезают (акулы, ящерицы, гаттерии);

г) путем общей дегенерации, т.е. упрощением организации и снижением интенсивности жизнедеятельности, при этом интенсивно развивается половая система и пассивные органы защиты, вследствие чего так же достигается победа в борьбе за существование (паразитические плоские и круглые черви, оболочники, усоногие раки).

3) Закон целостности и неделимости организма. Этот закон выражается в том, что каждый организм является единым целым, в котором все органы и ткани находятся в тесной взаимосвязи. Этот закон, сформулированный еще в 13 веке, нашел свое развитие в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

4) Закон единства формы и функции. Форма и функция органа образуют единое целое. Этот закон, сформулированный А.Дорном, нашел свое развитие в трудах Н.Клейнберга, П.Ф.Лесгафта.

5) Закон наследственности и изменчивости.В ходе возникновения и развития жизни на Земле наследственность играла важную роль, обеспечивая закрепление достигнутых эволюционных преобразований в генотипе. Она неразрывно связана с изменчивостью. Благодаря наследственности и изменчивости стало возможным существование разнообразных групп животных.

6) Закон гомологичных рядовгласит о том, что чем ближе генетические виды, тем больше они имеют сходных морфологических и физиологических признаков.Этот закон, сформулированный И.Гете, Ж.Кювье, Э.Геккелем, нашел свое развитие в трудах Н.И.Вавилова.

7) Закон экономии материала и места. Согласно этому закону каждый орган и каждая система построены так, чтобы при минимальной затрате строительного материала он могли бы выполнять максимальную работу (П.Ф.Легавт). Подтверждение этого закона можно видеть в строении центральной нервной системы, сердца, почек, печени.

 

 

8) Основной биогенетический закон (Бэра-Геккеля).

Анатомия изучает организм в течение всей жизни: от момента его возникновения до смерти, и этот путь называется онтогенезом. Итак, онтогенез(onto-особь, genesis-развитие)– это индивидуальное развитие животного. Онтогенез делится на два этапа: пренатальный (который происходит в организме матери от момента оплодотворения и до рождения) и постнатальный (который происходит во внешней среде после рождения и до смерти).

Пренатальный этап включает в себя три периода: зародышевый, предплодный и пдодный. А постнатальный этап шесть: неонатальный период; молочный период; ювенальный период; период полового созревания; период морфофункциональной зрелости и геронтологический период. Каждый из этих этапов характеризуется определенными морфофункциональными особенностями.

Исследуя развитие животных, особенно в пренатальном онтогенезе, К. Бэр и Э.Геккель установили, что «онтогенез вкратце повторяет филогенез». Это положение получило название основного биогенетического закона и говорит о том, животные в процессе индивидуального развития последовательно проходят стадии, которые прошли их предки в ходе исторического развития. Советский ученый А.Н.Северцев дополнил этот закон словами: «…но и онтогенез является базой для филогенеза».

 

Общие принципы строения тела животного.

 

Для всех домашних животных характерны общие принципы построения тела, а именно:

1. Биполярность (одноосность)- это наличие двух полюсов тела: головного (краниального) и хвостового (каудального).

2. Билатеральность (двустороняяя симметрия) выражается в сходстве по строению правой и левой половин тела, поэтому большинство органов парные (глаза, уши, легкие, почки, грудные и тазовые конечности…).

3. Сегментарность (метамерия) – близлежащие участки тела (сегменты) близки по строению. У млекопитающих сегментарность четко выражена в осевом отделе скелета (позвоночный столб).

4. Закон трубкообразного построения. Все системы организма (нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, половая…) развиваются в виде трубок.

5. Большинство непарных органов (пищевод, трахея, сердце, печень, желудок…) располагаются вдоль основной оси тела.

 

 

Первая часть нашего обсуждения будет посвящена тому, что в США и Европе называется «научное управление». Это изучение физического труда, рабочих заданий, выполняемых работниками самого низкого уровня. После завершения обсуждения научного управления, являющегося первой частью управления, мы перейдем к изучению поведенческого управления. Как вы управляете людьми? Что людям нужно в работе? Что движет ими?

Дадим определение, что такое научное управление, а затем перейдем к эволюции его как теории. Научное управление – это изучение работы людей физического труда – тех, кто использует свои руки, тех, кто собирает детали машин, кто работает на конвейере, людей, находящихся на самом нижнем уровне в своих организациях. Это, обычно, работники физического труда. Научное управление изучает организацию, планирование их работы, чтобы сделать ее более эффективной и с наименьшими затратами на ее выполнение.

Первые научные работы по научному управлению появились благодаря необходимости решения проблем промышленного производства. В конце XIX в. процесс концентрации производства привел к появлению крупных предприятий, где небольшой, но постоянно растущий управленческий персонал противостоял огромной массе работников, занятых тяжелым монотонным физическим трудом. В этих условиях главной задачей повышения эффективности производства была максимальная рационализация технологических процессов и побуждение рабочих трудиться более интенсивно, чтобы избежать простоев дорогостоящего оборудования.

Научное управление явилось реакцией на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало массовый характер: массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости. Предприятия нуждались в более рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Возникла необходимость специализации труда, что обусловило появление менеджмента. До начала XX в. работа управляющих основывалась на опыте и интуиции инженеров. Если они стремились внести в управление элементы науки, то к ним относились с недоверием. Первым кто описал в своей книге «Экономика машин и промышленных предприятий» причины и необходимость разделения умственного и физического труда был английский ученый Ч. Бэббидж.

Концентрация производства связана с развитием науки и техники и стимулировала научный поиск в целях использования научных достижений для совершенствования техники и технологии производства. Внедрение машин позволило, с одной стороны, повысить производительность труда, а, с другой стороны усугубило разделение труда между группами рабочих, что потребовало создания новых форм организации труда.

Теория управления имеет в своей основе систему взглядов на то, какие мы – люди. Какова природа человека? Можно ли ему доверять? Разумен ли он? Или же людям не следует доверять? Эти вопросы встают перед каждым, потому что ваш взгляд на людей определяет, как вы ведете себя с ними, управляете ими. Если вы считаете человека существом ниже себя, а себя гражданином первого сорта, то вы смотрите на людей сверху вниз. В этом случае вы обращаетесь с людьми деспотически, авторитарно. Вы приказываете своим подчиненным и затем строго контролируете, как они будут действовать. Вы хотите убедиться, что они действуют верно. Это деспотический взгляд, который некоторые называют диктаторским.

Но если вы доверяете людям, если убеждены, что они сумеют выполнить свою работу, что они будут трудиться для вас с полной отдачей, то и управлять ими вы будете по иному. Для природы человека типично критически определять, как вы руководите людьми.

Управление – это лидерство. Управление определяет, как вы умеете заставлять людей делать то, что нужно для организации. Если вы относитесь к людям с уважением, если убеждены, что они умны, что они владеют мастерством и знают, как выполнить свою работу, то будете управлять ими одним способом. Если же вы считаете, что люди стараются обмануть вас, обвести вокруг пальца, одержать над вами победу, тогда вы будете обращаться с ними другим способом. Как вы относитесь к людям, так вы и руководите ими.

 

Научное управление – это отказ от традиционных методов. Это возрастание роли мастеров и инструкций, это учет времени и наблюдение, это нормирование труда, рационализация деятельности рабочего и развитие идеи сотрудничества работодателя с наемным персоналом. Это изучение поставленной задачи для выбора или построения определенных операций для ее решения.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:364

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.