Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

План:

1. Понятие метода обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Характеристика методов обучения.

 

1. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обуче­ния.

Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода ино­гда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах препо­давания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

 

2. Классификация методов обучения.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоя­щее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов - источник знаний. Таких источников три: прак­тика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный источник инфор­мации - видео в сочетании с новейшими компьютерными сис­темами.

В данной классификации выделяется пять методов: прак­тический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, и каждый из них имеет модификации - способы выражения.

Таблица 1

Практичес­кий метод Наглядный метод   Словесный метод   Работа с книгой   Видеометод  
Опыты Упражнения Учебно-производительный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся Объяснение Разъяснение Инструктаж Лекция Рассказ Беседа Дискуссия   Чтение Изучение Реферирование Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование   Просмотр Контроль  

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Тип познаватель­ной деятельности - это уровень самостоятельности (напряжен­ности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.

В данной классификации выделяются следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично поисковый (эвристический);

- исследовательский.

Если познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующе­му их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктив­ный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате соб­ственного творческого познавательного труда, имеет место эври­стический или еще более высокий исследовательский метод обучения.

Достаточно широкое распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, пред­ложенная акад. Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три боль­шие группы методов обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познаватель­ной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учеб­но-познавательной деятельности.

Таблица 2

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Источники   Словесные Наглядные Практические   Логика   Индуктивные и дедуктивные   Мышление   Репродуктивные и проблемно -поис­ковые   Управление   Методы самостоя­тельной работы и работы под руко­водством препода­вателя  
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контро­ля и самоконтроля   Методы письменного кон­троля и самоконтроля   Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля  
           

 

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции:обучающую, развивающую, вос­питывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения - в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единствен­ным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих учитель диагности­рует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необ­ходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяет­ся от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсив­ность применения одних методов возрастает, других снижается.

На основе исто­рического наследия, существующей педагогической практики, исследований отечественных и зарубежных ученых выделяются следующие относительно самостоятельные методы обучения: рас­сказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и прак­тический методы, познавательная игра, методы программирован­ного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.

4. Охарактеризуем данные методы.

Рассказотносится к словесным методам устного изложения. Рассказ - это монологическое изложение учеб­ного материала, применяемое для последовательного, система­тизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Метод применяется прежде всего в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

Рассказ должен быть ко­ротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочета­ния его с другими методами обучения - иллюстрацией (в млад­ших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий - места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

Беседа.Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, вы­водов и обобщений.

Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Ве­лика также воспитательная роль беседы.

По назначению выделяются беседы вводные или организую­щие, сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.), синтезирующие или закрепляющие, контрольно-коррекционные.

При подготовке к беседе педагог обязан четко определить тему, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные по­собия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения: порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т. д.

От других методов словесного изложения школьная лекцияотличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, сис­темным характером освещения знаний.

Условия эффективности школьной лекции:

- составление учителем детального плана лекции;

- сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, це­лью и задачами лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

- краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

- проблемность и эмоциональность изложения;

- живой язык, своевременное включение примеров, сравне­ний, ярких фактов;

- контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

- многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

- оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся за­писать основные положения лекции;

- выделение (задиктовка) того, что следует записать;

- использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых поло­жений;

- сочетание лекций с семинарскими, практическими занятия­ми, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания ин­формации, который в зависимости от условий может колебать­ся от 20 до 50%.

Среди методов, которые постепенно входят в практику нашей школы, следует выделить учебную дискуссию.

Смысл дискуссии со­стоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интере­са; вспомогательными функциями являются обучающая, разви­вающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискус­сии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отноше­нии. Содержательная подготовка заключается в накоплении не­обходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формаль­ная - в выборе формы изложения этих знаний.

Работа с книгойстала важнейшим методом обучения с тех пор, как в школах появились книги. Главное достоинство мето­да - возможность для ученика многократно обрабатывать учеб­ную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно ре­шаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой:

- на уроке под руководством учителя;

- дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значитель­ные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуаль­ных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учителю нужно выби­рать хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с дру­гими методами обучения.

Метод демонстрациизаключается в наглядно-чувственном оз­накомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

По-настоящему демонстрация эффективна лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выпол­няют нужные измерения, устанавливают зависимости, благода­ря чему осуществляется активный познавательный процесс - осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной» демонстрации, при­обретающей проблемный или исследовательский характер, вни­мание учащихся концентрируется на существенных, а не случай­но обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемыми.

К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации,который по традиции в отечественной дидактике рассматривает­ся как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, ис­пользуется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюст­рирования, следует хорошо продумать их дидактическое назна­чение, место и роль в познавательном процессе. Перед учителем стоит также проблема определения оптимального объема иллю­стративного материала. Опыт показывает, что большое количест­во иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений.

Видеометод как отдельный метод обучения стал возможен благодаря интенсивному проникновению в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации - проекторов, учебно­го телевидения, компьютеров с дисплейным отражением информации. Этот метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, система­тизации - следовательно, он успешно выполняет все дидакти­ческие функции. Метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации и предполагает как индук­тивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познава­тельным процессом. По сути речь идет уже не о методе, а о ком­плексной дидактической технологии.

Среди практических методов наибольшей эффективностью от­личаются упражнения.Этот метод обучения представляет собой планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Систематическое упражнение - прове­ренный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Достоинство метода состоит в том, что он обеспечивает эффектив­ное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны от­вечать ряду требований. К ним относятся сознательная направ­ленность учащегося на повышение качества деятельности, знание правил выполнения действий, сознательный учет и кон­тролирование условий, в которых оно должно выполняться, учет достигнутых результатов, распределение повторений во времени.

Лабораторный методоснован на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется преж­де всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требу­ется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдате­лями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабора­торный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути са­мостоятельных исследований.

Отличие практического метода от лабораторного заключает­ся в том, что в деятельности учащихся преобладает применение уже полученных знаний к решению практических задач. На пер­вый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способ­ствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Познавательная игра (дидактическая) - это специально соз­данная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход. Главное назначение мето­да - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобра­зователем действительности.

В последнее десятилетие большую популярность получили симуляционные игры, способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Пред­лагается, например, воспроизвести заседание парламента, срав­нивая свои действия и выводы с действиями депутата. Это помо­гает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например - заранее подготовленного диалога, дискуссии на оп­ределенную тему, театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специали­стов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе ко­торой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:486

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.