Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Государственный долг. Управление государственным долгом

Государственный долг образуется в результате заемной деятельности государства. Государственный долг подразделяется на госдолг РФ (обеспечивается федеральной собственностью), госдолг субъектов РФ (обеспечивается имуществом субъектов РФ), муниципальный долг (охватывает долговые обязательства муниципальных образований и обеспечивается муниципальным имуществом).

Государственный долг РФ. Согласно ст. 97 БК РФ государственным долгом РФ признаются долговые обязательства Российской Федерации, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса (БК РФ).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг Российской Федерации подразделяется на внешний и внутренний долг.

Размер государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 01 января 2008 г. составил 1248,89 млрд. руб. Внутренний долг государства представлен в основном долгосрочными обязательствами (облигации федерального займа на сумму 1147,44 млрд. руб., что составляет 91,9% от общей суммы внутреннего долга Российской Федерации). Размер государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2008 г. составил 44,9 млрд. долл., на 01 июля 2008 г. наблюдалось снижение суммы внешнего долга до 41,0 млрд. долл. (табл.1).

Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора по внешним кредитам.

Задолженность перед Россией имеют Куба, Индия, Монголия, Вьетнам, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Алжир, Ливия.

 

 

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга в 2008 г., млрд. долл.

 

Наименование 01.01.2008 01.07.2008
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательство бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )   44,9   41,0
В том числе:    
Задолженность странам – участникам Парижского клуба 1,8 1,5
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 2,2 2,0
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,5 1,5
Коммерческая задолженность бывшего СССР 0,7 0,7
Задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР)   5,0   4,7
Задолженность по еврооблигационным займам 28,6 28,2
Задолженность по ОВГВЗ 4,5 1,8
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,6 0,6

 

Государственный долг субъектов РФ.

Государственный долг субъекта РФ представляет собой совокупность его долговых обязательств. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в виде: обязательств по государственным ценным бумагам субъекта РФ; бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; государственным гарантиям субъекта Российской Федерации (ст.99 БК РФ).

Долговые обязательства субъектов Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до тридцати лет включительно).

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (ст.107 БК РФ)

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в очередном финансовом году, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 111 БК).

Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение долга, и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:

1) назначение проверки соблюдения бюджета субъекта РФ;

2) передачу исполнения бюджета субъекта РФ на контроль Министерства финансов РФ;

3)принятие других мер, предусмотренных бюджетным законодательством.

Муниципальный долг.

Совокупность долговых обязательств муниципального образования образует государственный долг муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается муниципальным имуществом. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: ценным бумагам муниципального образования; бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования.

Долговые обязательства муниципальных образований могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до десяти лет включительно).

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ст.107 БК).

Управление государственным долгом. Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ Правительством РФ, в субъектах РФ — органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях ­– органами местного управления.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам РФ, если указанные обязательства не были гарантированы ими.

Высший орган управления госдолгом — Федеральное Собрание. В рамках федерального закона о федеральном бюджете Федеральное Собрание устанавливает параметры госдолга: предельные размеры внутреннего и внешнего госдолга; предельный объем годовых внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.

Управление государственным долгом России осуществляет Правительство РФ, долгом субъектов РФ – органы исполнительной власти этих субъектов, муниципальным долгом – органы местного самоуправления.

Управление государственным долгом осуществляется с помо­щью следующих механизмов.

Реструктуризация госдолга, означает прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой их иными долговыми обя­зательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Конверсия госдолга выражает изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом госу­дарство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация госдолга предусматривает изменение условий займов, связан­ное с их сроками. На­пример, в 1990 г. срок функционирования казначейских обяза­тельств был сокращен с 16 до 8 лет.

Унификация госдолга означает объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Отсрочка погашения займов происходит, если отодвигаются сроки погашения займов, и прекращаются выплаты доходов.

Аннулирование государственного долга предусматривает отказ государства от обязательств по выпушенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по причинам финансовой несостоятельности государства, прихода к власти новых политических сил, которые отказываются признать существующие финансовые обязательства.

Управление государственным долгом предусматривает использование механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обяза­тельства третьих стран, собственность, облигации.

Список литературы:

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:285

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.