Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Роль и место стратегического планирования в стратегическом управлении

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность нескольких взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. Процесс стратегического управления включает в себя три стадии, представленных на рисунке:

- стратегическое планирование;

- реализацию выбранной стратегии;

- оценку и контроль реализации стратегии.

 


 

Рисунок 1.1– Составные элементы стратегического управления

 

На первый взгляд, последовательность процесса стратегического управления выглядит достаточно просто. Но это простота кажущаяся, поскольку из-за наличия обратных связей между разными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз. Указанная очередность только показывает последовательность начала каждого этапа. Сложность процесса стратегического планирования заключается и в том, что каждый этап требует проведения большого объема исследовательской работы.

Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии предприятия в форме стратегического плана на период, равный периоду реализации стратегии.

Процесс реализации стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.

Реализация стратегии предполагает, что предприятие устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы достигнуть стратегических целей. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная культура. Также создается определенная организационная структура управления, развивается соответствующая информационная система.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения стратегических целей, и собственно целями предприятия.

Успешный стратегический контроль характеризуется следующими параметрами: своевременностью, простотой экономичностью, соответствием миссии предприятия, ориентацией на результат. Основные современные тенденции развития стратегического контроля включают:

1) перераспределение функций контроля. Часть контрольных функций может передаваться внешним организациям, например, независимым аудиторским фирмам. Часть контрольных функций делегируется с верхних этажей на нижние. В основном это касается функций текущего контроля;

2) улучшение информационного обеспечения контроля. Так, например, в рамках ERP (Enterprise Resource Planning) систем можно осуществлять контроль за протеканием процессов производства, сбыта, хранения, а также контролировать практически в режиме реального времени финансовые показатели предприятия;

3) бенчмаркинг. Это особая управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы предприятия внедряются технологии, стандарт и методы работы лучших организаций-аналогов. В основе бенчмаркинга лежит концепция постоянного совершенствования деятельности, предусматривающая непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью выявления факторов и методов повышения эффективности деятельности.

Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей предприятия.

Стратегическое управление традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время основные закономерности стратегического управления проявляются и в управлении государственными учреждениями.

Стратегическое управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и в коммерческой организации. В процессе стратегического управления происходит постановка стратегических целей, определяются приоритеты, составляется программа, закрепляются управленческие процедуры и процедуры контроля.

Вместе с тем, управление в государственной службе представляет собой один из методов специального управления. Особенности заключаются в конкретных целях, отчетн6ости, процедуре контроля, особой ответственности и системах стимулов.

Стратегическое управление в государственной службе характеризуется большей ориентацией на миссию и цели по сравнению с правилами и процедурами. Практика формирования миссии постепенно укрепляется в государственной службе. Все большее значение приобретают методы количественной оценки стратегических результатов, основное внимание переносится на измерение и мониторинг результатов. Так, в российской практике до недавнего времени преобладала ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой РФ главный акцент делается на соответствии фактических затрат запланированным. В то же время более актуальным становится контроль, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли понесенные затраты полученным результатам.

Правомерна постановка вопроса о стратегии страны в целом, региона, министерства, города. Стратегическое планирование с успехом используется в работе университетов, больниц, некоммерческих организаций.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:474

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.