Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Концепция партисипативного управления

Человек в организации проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заин­тересованность в том, как организована его работа, в каких условиях он работает, в том, как его работа сказывается на деятельности органи­зации. То есть у него имеется естественное стремление участвовать в протекающих в организации процессах, которые связаны с его дея­тельностью в организации, но при этом выходят за рамки его компе­тенции, за рамки выполняемой им работы и решаемых им задач.

Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различ­ной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более ка­чественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное управление, открывая работнику доступ к принятию решения но поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника в жизнь ор­ганизации, т.е. происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации.

Если по поводу первого аспекта влияния партисипативного управ­ления на человека можно сказать, что он непосредственно относится процессу мотивации человека на лучшее выполнение своей работы, второй аспект существенно выходит за рамки мотивационного аспект использования человеческого потенциала организации. Первоначаль­но распространение партисипативного управления связывалось толь­ко с улучшением мотивации работников. В последнее же время партисипативное управление все более связывается с улучшением использо­вания всего потенциала человеческих ресурсов организации. Поэтому концепции) партисипативного управления уже нельзя связывать толь­ко с процессом мотивации, а следует рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации.

Партисипативное управление может быть реализовано по следую­щим направлениям. Во-первых, работники получают право самостоя­тельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность. Самостоятельность может касаться, например, таких ас­пектов их деятельности, как режим работы или выбор средств осущест­вления работы. Во-вторых, работники могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой ими работы. В этой случае руководитель советуется с работником по поводу того, что ему делать и как вы­полнять поставленные перед ним задачи. То есть, говоря иначе, работ­ник привлекается к постановке целей, которые ему предстоит дости­гать, определению задач, которые ему придется решать. В-третьих, ра­ботникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответ­ственность за конечный результат. В-четвертых, партисипативное управление предполагает широкое участие работников в рационализа­торской деятельности, в вынесении предложений по совершенствова­нию их собственной работы и работы организации в целом, а также её отдельных подразделений. В-пятых, возможным направлением осу­ществления партисипативного управления является предоставление работникам права на формирование рабочих групп из тех членов орга­низации, с которыми им хотелось бы работать вместе. В этом случав дается право принятия решения не только по поводу собственной работы члена организации, но и по поводу того, с кем кооперироваться l групповой деятельности.

В реальной практике все эти направления осуществления партией партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как они очень тесно связаны друге другом и очень хорошо дополняют друг друга. Более того, именно в комбинации друг с другом или отдельные направления могут эффективно проявить себя, и имен­но отдельные устоявшиеся комбинации этих направлений использу­ются как конкретные формы партисипативного управления. Наиболее наглядным примером этого являются кружки качества, широко ис­пользуемые в управлении японскими фирмами.

Идеи партисипативного управления могут быть соотнесены с идеями теорий мотивации, опирающихся на анализ потребностей че­ловека. Участие в принятии решения, в постановке целей и в их после­дующей реализации способствует удовлетворению потребности дости­жения. Аналогично более широкое участие в решении вопросов жизни организации способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении. Определенная связь имеется между партисипативным управлением и теорией ожидания, так как участие в принятии решения делает для работника более реальным и ясным, что ему ожидать в качестве результата своей деятельности и каковым мо­жет быть вознаграждение за его деятельность.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:338

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.