Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 4. Процессы управления

4.1. Целеполагание и оценка ситуации

Цель как атрибут сознательного поведения присуща любой человеческой деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. При управлении организацией наличие осознанных, ясно понимаемых целей - ключ к практическому успеху: "тот кто не имеет ясного представления о своей цели, не может управлять ни собой, ни кем-то еще" (В. Зигерт, Л. Ланг). Менеджер определяет цели не только для себя, но и для других, формулируя задания подчиненным. Назначение управления - выработка целенаправленного воздействия. "Управлять - значит побуждать других к достижению ясной цели...".

Категория "цель" относится к фундаментальным понятиям теории управления.

Существует несколько трактовок понятия «цель».

Цель - идеальный результат деятельности в будущем.

Цель – это осознанный образ будущих результатов.

Цель – это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности

Цель – желаемый конечный (конкретный, искомый) результат деятельности, который предполагается получить после реализации решения.

Цели выступают как рычаги управления поведением персонала, увеличивая предсказуемость причинно-следственных отношений.

Организационные цели (направления деятельности) обычно официально декларируются в различных организационных документах и публично заявляются руководителем. Официальные цели имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность (помогая создать имидж организации). Организация может иметь неофициальные цели. Цели оказывают существенное влияние на организационную культуру.

Типичная внутренняя цель организации - получение прибыли, т.к. от нее зависит благополучие работников и инвесторов (кредиторов, акционеров), возможность развития производства, завоевания фирмой новых позиций на рынке. Типичная внешняя цель - удовлетворение потенциальных потребителей выпускаемой продукции (услуг) и партнеров (поставщиков, каналы реализации и др.). Реализация внешней цели является средством достижения внутренней цели. Организация в процессе создания формулирует миссию. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии (ценностей и принципов) и предназначения (деятельности), смысла существования организации, т.е. определяет наиболее общие идеи существования организации.

Миссия - основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования, раскрывающая смысл ее существования и отличие ее от ей подобных.

 

4.2. Принятие управленческих решений

Любая ситуация всегда требует решения.

Решение - сознательный выбор способа поведения (или действия) в определенных обстоятельствах для достижения определенной цели (целей). Решение - выбор альтернативы.

Управленческое решение (как результат выбора, в организации) - это согласованная и целенаправленная программа действий (мероприятий), обязательная для выполнения определенным коллективом (с учетом установленных условий и ограничений).

Процесс выработки (принятия) решений, как и всякий процесс с участием человека, имеет 2 стороны:

а) объективную - отражающую совокупность связей и обстоятельств, свойственных данному объекту вне зависимости от восприятия человеком этого объекта;

б) субъективную - связанную с отражением объективного в сознании человека и влиянием на объективность решения (предвзятость, перестраховка, выдача желаемого за действительное и др.).

Следовательно, чтобы принять обоснованное решение, необходимо, чтобы объективное состояние объекта (сущность задачи, факторы) воспринималось по возможности адекватно. Существенное значение в процессе выработки решений имеют инициатива, творчество, активность, риск.

Управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям: 1) целенаправленность (наличие конкретных целей); 2) объективность (учет фактического положения дел); 3) четкость формулировок; 4) своевременность; 5) обоснованность; 6) реальная осуществимость; 7) правомочность; 8) комплексность; 9) экономичность (по размерам затрат); 10) эффективность (степень достижения целей в сопоставлении с расходом ресурсов); 11) согласованность с ранее принятыми решениями (по вертикали и по горизонтали, если не стоит задача кардинальноного изменения всей политики развития).

Организационные решения связаны с реализацией функций управления. Менеджер на каждом этапе работ должен принимать решения, поэтому можно сказать, что управлять - значит решать. Совокупность решений, принимаемых в организации, можно систематизировать по определенным признакам. Знание типов решений способствует систематизации ситуаций, повышает эффективность и скорость принятия решений.

Процесс принятия решения представляет собой совокупность развернутых во времени логико-мыслительных, организационно-правовых, эмоционально-психологических процессов, которые отслеживаются (выполняются) принимающим решение менеджером в пределах своих полномочий единолично или коллегиально. Основные этапы принятия и реализации управленческих решений: 1) постановка проблемы; 2) разработка вариантов и выбор решения; 3) реализация решения.

Для принятия решения целесообразно подготовить для анализа несколько вариантов возможных решений. Для вариантов решений анализируются возможные последствия их реализации. Менеджер не является специалистом по применению математических методов, но его квалификация должна быть достаточно высокой, чтобы компетентно решать, в какой степени можно доверять расчетам. Для оценки вариантов и выбора лучшего решения формируются критерии эффективности решений. По каждому из критериев формируются приоритетные варианты, которые обсуждаются на высшем уровне управления. Окончательное управленческое решение по выбору варианта принимает руководство организации и несет ответственность за его реализацию.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:311

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.