Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Квалификационные характеристики менеджера

Менеджер (от англ. "manаger") - руководитель, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации.

 

 

 


Рис. 2.Карьера менеджера

 

Основные требования к квалификации менеджера:

· специализированные знания

· коммуникабельность

· стратегическое мышление

· аналитичность

· инициативность

· способность к административным решениям

· междисциплинарный подход.

Работа менеджера никак не укладывается в какую-то одну плоскость и требует от него обладания широким кругом навыков. Некоторые исследователи составили списки навыков и умений, которыми должны обладать руководители. Среди них:Концептуальные навыки— это когнитивные (познавательные) способности челове­ка воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планирова­нию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в органи­зации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий. По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организа­ции, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков.

Под человеческими навыкамипонимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает при­мер, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человечески­ми навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Роль человеческих навыков менеджера постоянно возрастает, чему способству­ют и глобализация, и возрастание степени многообразия рабочей силы . Эффективные менеджеры в одно и то же время исполняют роли и капитанов своих команд, и помощников подчиненных, и тренеров, и воспитателей. Они доверяют своим сотрудникам, помогают им рас­крыть свой потенциал, осваивать управленческие навыки.

Технические навыки— это специальные знания и умения, необходимые для выпол­нения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудова­ния, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навы­ками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.

Концептуальные, человеческие и технические навыки менеджеров позволяют им выполнять основные функции управления (планирование, организацию, лидерство и контроль) в крупных и небольших, специализирующихся на производстве товаров и предоставлении услуг, коммерческих и некоммерческих организациях. Но каж­дый менеджер несет ответственность за выполнение определенных обязанностей: руководит ли он деятельностью различных отделов и подразделений, работает ли на разных уровнях организационных структур.

Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии. На самой вершине пирами­ды находятся высшие менеджеры,или менеджеры высшего звена, топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компа­ний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и ис­полнительные вице-президенты. Высшие менеджеры отвечают за определение це­лей организации, разработку стратегий их достижения, контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значи­мых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспек­тиву, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельно­сти фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена -осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предприниматель­ского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в про­цесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее пол­но реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звеназанимают позиции на промежуточных уровнях власт­ной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделе­ний и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два и более уровней управления. «Золотая середина» организации несет ответствен­ность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности кол­легами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппа­рата корпораций в наибольшей степени ударили именно по менеджерам среднего звена. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило существен­но повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряются передача информа­ции с высших уровней на низшие, процесс принятия решений. В компании Eastman Kodak, например, ряды представителей «среднего слоя» были сокращены на 30 %, а число управлен­ческих «прослоек» уменьшилось с 7 до 3. В компании Medical Systems Group, входя­щей в состав General Electric, численность менеджеров среднего звена уменьшилась на 35 %. Подобные сокращения позволили многим компаниям добиться повышения эффективности: ускорились их реакция на потребности покупателей, разработка новых товаров, повысились показатели прибыли.

Впрочем, весьма существенный вклад в совершенствование деятельности организаций вносят и менеджеры проек­тов, или, как их еще называют, менеджеры команд, число которых значительно воз­росло. Менеджер проекта отвечает за реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия других сотрудников того же организационного уровня, т. е. ру­ководство осуществляется не в вертикальном, а в горизонтальном направлении и по завершении проекта руководители «сдают вахту». Кроме того, менеджер одного из проектов может быть членом команды по выполнению другой рабочей задачи. Уча­стие менеджеров в работе над несколькими проектами и не требующее введения дополнительных должностей горизонтальное управление позволяют организации получить максимальную отдачу от своих «ресурсов среднего звена».

Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут непосредственную ответствен­ность за производство товаров и услуг, т. е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менедже­ров и т. д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечи­вая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивиро­вать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Существенное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в го­ризонтальной плоскости. Функциональные менеджерыотвечают за работу отде­лов, выполняющих одну из необходимых для ведения операций организации фун­кций. Все их подчиненные обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, отдел человече­ских ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Линей­ные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно мож­но выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам, работа которых обеспечивает деятельность линейных отделов.

Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов. Например, генеральный менеджер самостоятельного подразде­ления отвечает за все функционирующие в нем отделы. Обязанности генеральных менеджеров во многом схожи с функциями менеджеров проектов, так как им при­ходится координировать работу сотрудников самых разных отделов.

Менеджеры проектов играют жизненно важную роль в современных организаци­ях. Менеджеры проектов действуют практически во всех компаниях: от производящих товары народного потребления до предприятий аэрокосмической отрасли. При создании новых товаров они координируют взаимодействия маркето­логов, финансистов и производственников. По мере того как организации сокраща­ют уровни управления, переходя на более плоские, горизонтальные структуры, по­требность в менеджерах проектов возрастает. Одно из основных требований к таким руководителям — развитые человеческие навыки, так как для достижения успеха проекта им необходимо координировать работу самых разных сотрудников

3. Разнообразные проблемы и оперативные решения: роли менеджера

Менеджеру при­ходится иметь дело со множеством разнообразнейших проблем, и он просто не имеет физической возможности обстоятельно разобраться, вникнуть в каждую из них. В среднем решение одной оперативной задачи занимает менее 9мин.

Исследования Г. Минцберга и других ученых показывают, что управленческая дея­тельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основ­ных ролей (табл. 1). Роль— это набор представлений о поведении менеджера. Основные роли могут быть сгруппированы в три концептуальные категории: инфор­мационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предпола­гает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспе­чивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, лидерство и контроль). Для облегчения понимания основных моментов дея­тельности менеджера мы разделяем ее на категории и роли, но следует помнить, что в реальной жизни «смена масок» происходит практически мгновенно, фактически речь идет о разных гранях одной главной роли.

Таблица 1.

Десять ролей менеджера

 

Категория     Роль Виды деятельности
    Информацион-ные     Наблюдатель Поиск и получение информации; просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты
Проводник Передача информации другим членам организации; рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки
    Межличност- ные       Оратор   Информирование внешних субъектов; речи, отчеты, записки
Глава Проведение церемониальных и символических мероприятий; встречи гостей, подписание юридических документов
  Лидер   Руководство и мотивация подчиненных; обучение, консультации и коммуникации с работниками
Связующее звено Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами; почта, телефонные разговоры, встречи
  Связанные с принятием решений     Предпринима-тель Инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников
«Пожарный» Урегулирование споров и иных проблем; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде
    Распределитель ресурсов     Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов
  Участник переговоров   Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ.Информационные роли описывают виды управ­ленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети. У генеральных менеджеров 75 % рабочего времени уходит на разговоры с дру­гими людьми. Роль наблюдателя предполагает получение менеджером текущей ин­формации из множества источников: от руководителей, коллег и подчиненных, средств массовой информации, внешних субъектов. Роли проводника и оратора представляют собой прямую противоположность роли наблюдателя, так как, исполняя их, менеджер передает текущую информацию дру­гим людям в организации и вне ее. Практика наделения властью работников низ­ших уровней организации предполагает получение ими и дополнительной инфор­мации от менеджеров.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ.Исполнение менеджером межличностных ролей предполагает акцент на их взаимоотношениях с другими людьми и использование рассмотренных нами человеческих навыков. В роли главы менеджер проводит в сво­ем отделе или организации церемонии и различные символические мероприятия. Занимая определенную должность, он представляет фирму в целом. Пример — раздача наград лучшим работникам менеджерами подразделений в закусочных Тасо Bell. Роль лидера требует от менеджера действий, направленных на мотивацию подчиненных, осуществление коммуникаций и оказание влияния. Менеджер как связующее звено обеспечивает устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами. В качестве примера можно привести беседу между проверяющим и ответственным за выполнение плана менеджером по поводу исполнения бюджета.

РОЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ.Эти роли выходят на авансцену в тех случаях, когда менеджер встает перед выбором или необходимостью действий, и чаще всего требуют от него и человеческих, и концептуальных навыков. Роль пред­принимателя заключается в инициировании перемен. Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих про-

блем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации. Роль распределителя ресурсов связана с решениями о наиболее целесообразном ис­пользовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Менеджер должен решить, на какие проек­ты выделить деньги, какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь, даже как распорядиться собственным временем. И наконец, роль участника переговоров заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствую­щих достижению необходимых для вверенного менеджеру подразделения результа­тов. Например, он может встречаться и вести формальные переговоры с поставщика­ми о более ритмичной доставке грузов, с проверяющими — о необходимости выделе­ния дополнительных средств из бюджета или с профсоюзом о жалобах работников.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2177

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.