Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 10. Контроль и контроллинг.

Методы оценки регионального инвестиционного риска

Наиболее важной проблемой антикризисного управления в Рос­сии становится активизация развития инвестиционных процессов. Российская кредитно-финансовая система функционирует в условиях неустойчивой политики, при деформированной структуре кредитно-финансового рынка, слабой законодательной и нормативной поддержке государственного регулирования. Наблюдается тенденция недоверия иностранных инвесторов к инвестиционной инфраструктуре, слабое развитие которой также является одной из причин кризисного состояния инвестиционной сферы.

Процесс стабилизации экономики объективно обусловливает потребность в кредитных ресурсах, их концентрации для вовлечения в производственный сектор экономики. С позиций повышения эффективности инвестиционных процессов особую важность приобретают исследования инвестиционного климата, количественным выражением которого выступают инвестиционные риски, характеризующие вероятность потери средств, вложенных в экономику, вследствие различных экономических социальных, политических причин. Оценка инвестиционных рисков нужна потенциальным инвесторам, чтобы точнее разобраться в ситуации, предвидеть вероятные направления ее развития, провести обоснованное сравнение предполагаемых инвестиционных проектов.

Зарубежной практикой накоплен большой опыт оценки инвестиционного климата. Выделяет следующие группы факторов риска:

• социально-политические;

• экономические;

• внешних платежных балансов.

Количественные оценки по каждой группе факторов выявляются экспертными методами и проведением модельных расчетов. Результатом исследований выступают рекомендации потенциальному инвестору – в какой степени он рискует, вкладывая свои средства в экономику данного региона.

При оценке инвестиционных рисков в России подходы, разработанные этими компаниями, корректируются и адаптируются. В качестве примера рассмотрим вариант методического подхода к определению величины рисков, основанный на материалах региональных исследований «Региональные инвестиционные риски» из доклада независимых экспертов.

Таким образом, новые виды экономических связей вызывают к жизни и новые механизмы их реализации, обусловленные оценкой риска, исследование которых выступает приоритетной проблемой инвестиционного менеджмента.

Контроль на предприятии включается в процессе управлении в установление целей предприятия, разработку бизнес-планов и бюджета, мониторинг оперативной работы, отклонение, от намеченных целей.

Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы или организации, важное значение в финансовой и налоговой сфере представляет ревизия, которая является инструментом контроля.

Рассматриваемая финансовая деятельность, представляет собой составную часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов, поскольку содержит широкие возможности воздействия на развитие рыночных отношений.

Эффективный рынок не создается сам собой, а является продуктом или результатом разумного законодательства, государственной политики. Социальное управление и контроль - явления, тесно связанные друг с другом. Будучи относительно самостоятельными институтами, они во взаимодействии обра­зуют устойчивую систему. В процессе социального управления контроль выступает связующим элементом между управленческими циклами. Процесс управления состоит из следующих функционально-логических стадий: управленческого решения; контроля и проверки исполнения; оценки результатов. Контроль является самостоятельной стадией управления.

Контроль исполнения начинается с изучения управленческого решения, сопровождает процесс составления конкретной программы действий. Завершив первичный процесс управления, контрольная деятельность создает благоприятную перспективу для нового управленческого цикла. Следовательно, социальный контроль, а том числе государственный финансовый контроль, входит в качестве одного из компонентов в механизм государственного управления. В процессе контроля выявляются: качество самого управленческого решения; эффективность всех организационных мер, которые были приняты для его исполнения; соответствие организации объекта целям успешного выполнения предписаний, содержащихся в управленческом решении, а также качество подбора, расстановки и воспитания кадров, исполняющих решение.

Понятие контроля и контрольной деятельности неоднозначно. Контроль как специфического рода деятельность имеет сложную структуру и проявляется в различных аспектах, что и обусловливает различные характеристики ее понятия. Природа контроля особо зримо обнаруживается в его основных проявлениях как функция различных институтов системы управления общественными процессами.

Контроллинг – это новое явление теории и практики управления экономикой, означает контролировать, управлять. Контроллинг – система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. Он базируется на системе «директ-костинг» основанной на группировке затрат в зависимости от их связи с объемом производства и реализации изделий и услуг, количеством отработанного времени. В совокупности функций контроллинга можно выделить сервисную функцию (представление необходимой информации для управления), функцию при­нятия решения, функцию внутреннего контроля.

В процессуально-юридическом аспекте контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц является одним из основных требований поддержания режима законности. Контроль дает информацию, позволяющую судить о состоянии законности в аппарате государственного управления. Активная, творчески организующая роль контрольной деятельности проявляется в ее собственных функциях. Функция корректировки проявляется в контрольной деятельности органов государственного управления. Контрольная деятельность играет роль своеобразного барьера, направляющего процесс исполнения управленческих решений по идеальному, конструктивному, технологическому каналу, как определяется активная организующая роль контроля. В этом смысле сущность контроля состоит в выявлении соответствия деятельности тех или иных органов и лиц поставленным перед ними задачам, результатам воздействия субъектов управления на управляемые объекты, отклонений от поставленных целей и способов их достижения, а также их причин, чтобы создавать предпосылки для глубокого знания и корректировки процессов управления.

Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной. Как средство обеспечения законности данная функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного воздействия.

Юридическая природа контроля обнаруживается в том, что он осуществляется уполномоченными субъектами. Конкретный состав и объем компетенции каждого из уполномоченных участников контрольного процесса закреплен соответствующим законодательством, фиксирующим, кто может быть субъектом процесса, что он должен делать и каким образом обязан осуществлять свои должностные функции.

Характеристика контроля как правовой формы деятельности определяется и тем, что все результаты должны всегда оформляться в соответствующих официальных правовых актах и документах. Юридические основания для принятия контрольными органами актов правового характера предусмотрены актами, определяющими их компетенцию. В правовом акте контрольного органа наряду с правоохранительной проявляется и управленческая сущность, ибо, являясь формой правового регулирования, акт контрольного органа своим властным организующим воздействием определенным образом вторгается в отношения, уже сложившиеся до него, изменяет их, преобразует в соответствии с целями, заложен­ными в нормах права. Если же при правовой оценке деятельности подконтрольного объекта обнаружится неправомерное поведение, приходят в действие правоохранительные средства. Необходимо подчеркнуть, что контрольная деятельность имеет вторичный, производный внешний характер, поскольку касается деятельности, которая уже существует вне и независимо от ее осуществления.

Особенности контрольной деятельности состоят также и в содержании материально-правовых результатов. Объективированным последствием контроля является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, в котором наряду с оценкой деятельности подконтрольного объекта конкретизируются его полномочия по устранению ошибок и просчетов в . управленческой деятельности, по внесению организационных начал в процесс управления, по пресечению неправомерной деятельности субъектов, по определению превентивных мероприятий.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

1)контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;

2)контроль как завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи;

3)контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и довершения. Данный подход к раскрытию содержания понятия «контроль в управлении» не претендует на охват всех черт, характеризующих это понятие. Здесь отражены только наиболее важные черты, позволяющие перейти к рассмотрению ключевых понятий контроля.

К видам контроля, где субъектом выступает организации с участием человека, относится государственный, общественный, народный, партийный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т.е. контролирующих и контролируемых органов, организацией, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Понятие «общие методы контроля» является еще одной важной характеристикой, позволяющей различать конкретные виды контроля.

Среди общих методов контроля целесообразно различать следующие: метод предварительного контроля; метод направляющего контроля; метод фильтрующего контроля; метод последующего контроля.

Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции; метод направляющего контроля – в течение всего хода операции; метод фильтрующего контроля к определенной дате в ходе хозяйственной операции; метод последующего контроля – после завершения операции.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

• в проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

• в проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведений или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

• в проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

• в выявлении внутренних резервов производства.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:379

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.