Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Краткий курс лекций 7 страница

Заседания проводятся обычно 1 раз в четверть, т.е. 4 тематических педсовета. Могут проводится и внеплановые заседания в случаях каких-либо обстоятельств, директор имеет право собрать педсовет в любое время. Кроме тематических могут проводиться педсоветы:

- о допуск е к государственным экзаменам;

- о переводе в следующий класс;

- о награждении (медалями, похвальными листами и т.п.) МО РФ.

Методический совет, его необходимость обуславливается при работе ОУ в инновационном режиме особенно или при внедрении новых программ.

- Оказывает помощь молодым учителям,

- Помощь в освоении новых программ,

- планирует недели творчества, предметные недели, недели качества, открытые мероприятия, осуществляет обобщение деятельности отдельных учителей,

- выходит с инициативой о награждении , поощрении членов коллектива,

- организует работу между другими ОУЮ, кустовой семинар, конференция учителей – предметников, учащихся и др., но при согласии коллег, других ОУ и т.д., последнее бывает очень редко. Хотя взаимопосещения учителей и учащихся возможны. Правда, сегодня все эти связи разрушены, каждый руководитель ОУ мнит о себе и ведет себя удельным князьком.

Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профессиональные и общественные организации ОУ.

Следует отметить, что к таким организациям не относятся политические партии, движения, чьи организационные структуры создавать в государственных и муниципальных ОУ запрещается законом.

Особую роль в управлении ОУ играет профсоюзная организация. Например, освобождение от работы работников ОУ. Кроме ст. 56 ФЗ «Об образовании» п.3 и ст. 336 ТК РФ.

Ст. 56 ФЗ «Об образовании» гласит (в вольном изложении, но по сути) Работник не может быть допущен к педагогической деятельности лишенный этого права судом.

- по результатам истечения срока договора, прекращения существования ОУ, достижения возраста. Помимо этого: 1) повторное грубое нарушение требований Устава в течение года, 2) применение (однократное) физического или психологического насилия, 3) появление на работе в алкогольном или другом наркотическом опьянении.

Ст. 336 Трудового Кодекса РФ «Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником» (тоже, что и в ст. 56 ФЗ «Об образовании»). Но если придется заняться увольнением или быть уволенным, ссылаться нужно на Трудовой Кодекс РФ.

Основной деятельностью профсоюзной организации является регулирование трудовой дисциплины, соблюдение техники безопасности, соблюдение демократических принципов управления ОУ, вопросы приема и увольнения на работу.

Родительский комитет избирается общим родительским собранием:

- может обсуждать УВП;

- порядок в школе;

- дисциплину учащихся;

- предъявляет претензии учителям;

- решает отдельные конфликтные ситуации;

- высказывает мнение о классных руководителях;

- члены участвуют в работе ОУ.

Ученические организации (ученическое самоуправление):

- следит за учебой, поведением и обсуждают отдельных учеников;

- по их решению проходят дни самоуправления;

- отдельные члены участвуют в других общественных организациях.

Согласованная деятельность всех общественных организаций, администрации позволяет установить комфортный психологический климат. В связи с этим выделяют следующие основные нравственные требования к учителю:

1) Проявлять максимум уважения друг к другу, избегать замечаний, наносящих вред работоспособности, самочувствию коллег, проявлять чуткость, принципиальность и требовательность друг к другу.

2) Стремиться укреплять авторитет друг друга, не обсуждать с детьми деятельность коллег, не разглашать педагогические тайны.

3) Доброжелательно относиться к детям и родителям, не переходить границу близости , не допускать фамильярности.

4) Не кричать на детей, не унижать их человеческого достоинства, быть внимательными их нуждам и заботам, оказывать помощь в учебе и труде.

5) Принимать участие в походах, играх, трудовых делах учащихся, показывая пример точности, аккуратности, организованности.

6) Быть строгим, требовательным, но справедливым, открыто обсуждать поступки детей, мотивировать свои замечания, наказания, оценки, всегда выполнять свои обещания.

Таким образом, управление учреждением образования – это целенаправленная организация отношений между людьми, складывающихся в образовательном процессе.

Участие в управлении администрации учреждения, коллегиальных органов и общественных организаций составляют систему управления.

Система управления – это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления. Система управления – это в первую очередь система совместной деятельности. Чтобы быть эффективной он должна быть целенаправленной и организованной. Для этого требуется согласование интересов различных людей и групп, согласование их усилий на достижение общей цели.

3.Функции педагогического управления

В современной теории управления особое место занимает системный подход, который учитывает сложный характер объекта управления (образования), взаимодействие его составляющих и динамику образовательных процессов. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Схематично системный подход можно представить в виде следующей цепочки:

Цель ресурсы план решение реализация контроль коррекция и совершенствование

Функциями системного управления являются:

Анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.

Анализ – состояние практики образование проводится в соответствии с критериями, система которых может быть представлена как идеальная модель результата работы ОУ. Обычно такая модель оформляется в виде концепции работы ОУ. Анализ практики образования дает основание системности в педагогическом управлении, является этапом в определении целей работы ОУ, эффективных средств их достижения.

Логика анализа выглядит так:

1. Выявляются особенности социального окружения.

2. Характеризуются потребители услуг (контингент обучающихся) и определяются свойственные этому составу детей проблемы.

3. Сопоставление этих проблем с организационно-педагогическими, кадровыми, финансово- материальными условиями.

4. Все это становится основанием для определения приоритетов и целевых установок в деятельности ОУ.

Организационно-педагогические условия могут быть проанализированы:

1) Каковы профиль и работа образовательного учреждения, в каких кружках, секциях, профильных классах реализуется эта направленность? Какова посещаемость профильных коллективов?

2) Какие проводятся традиционные мероприятия, какова их посещаемость? Каким образом организована досуговая деятельность учащихся?

3) Каково кадровое обеспечение этой работы, какие педагоги работаю постоянно, какие по совместительству или на добровольных началах, какова их квалификация и профессиональный уровень?

4) Каковы поиски педагогов, работающих в учреждениях в применении современных педагогических технологий, методов и форм работы?

5) Какие проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов?

6) Каков характер сложившихся в учреждении взаимоотношений: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель. Есть ли враждующие группировки? В чем острота их противостояния?

Цель работы не может вытекать только из нормативных документов, основой целеполагания становится проделанный ранее анализ.

Цели работы ОУ на предстоящий период должны представлять систему предполагаемых изменений в состоянии практики образования. При постановке целее необходимо ответить на следующие вопросы:

-каких изменений следует достичь в развитии детей и в развитии условий для работы с ними за предстоящий период?

- почему именно эти цели актуальны в ближайшее будущее?

- чем обусловлена реальность этих целей?

План работы является основой результативности в достижении намеченной цели. Плану работы отводится одно из самых важных мест, план является, кроме того, еще и показатель научной ориентации и управления школой.

Разработать план – это значит предусмотреть определенную систему действий по достижению намеченных целей. План должен быть кратким, четким, ясным. Форма может быть: текстовая, графическая, смешанная. В практике работы выделяют следующие виды планов:

- перспективный план работы (или программ деятельности);

- план учебно-воспитательной работы ОУ на год;

- план организационно, методической и внеклассной работы на четверть или месяц (чаще это графический план);

- план-график внутришкольного контроля;

- оперативный план, т.е. рабочий на неделю;

- план какого-либо дела (проведения мероприятия).

Иногда план работы библиотеки, медицинского кабинета, план ОБЖ, ГО и т.д.

Перспективный план обычно оформляется в виде программы развития учреждения. Годовой с 1 сентября по 31 августа.

Режим работы- время работы, расписание занятий, кружков, секций.

Циклограмма деятельности- повторяющиеся ежедневно, еженедельно, ежемесячно, каждую четверть.

Содержание работы – по реализации целей и ведущих направлений оформлено в одном из нескольких вариантов.

Вариант I. В виде целевых проектов по выделенным ключевым проблемам.

Проект: «Развитие УВП»

Цель: формирование взаимоотношений сотрудничества участников педагогического процесса.

Руководитель программы:

№, п/п Содержание деятельности Кто привлекается Сроки
       

Этот вариант удобен в больших учреждениях, где нужно организовать творческие группы, но в этом случае может быть таких проектов много.

Вариант II. Когда работа строится по ключевым делам.

№, п/п Ключевое дело Участники Анализ результативности
Все дети актив педагоги Родители и общественность
             

Вариант III. Если работа строится по выделенным приоритетным направлениям, возможно план оформить в таблице.

Неделя, месяц Реализация образовательных программ Социально-педагогическая работа Организация досуга Спортивно-оздоровительная работа Коммуникативное направление Патриотическое воспитание Экологическое воспитание Художественно-эстетическая деятельность Техническое творчество

Формирование развивающей среды.

№, п/п Содержание работы Дата Состав участников Ответственные Ожидаемые результаты
           

Социально-педагогическая деятельность.

№, п/п Тема контроля Сроки Кто проводит Форма подведения итогов
        Справка, приказ и т.д.

Внутришкольный контроль. Плановый контроль вышестоящих органов управления образованием.

№, п/п Тема контроля Сроки Кто проводит Форма подведения итогов
         

К педагогическому контролю предъявляются следующие требования:

- индивидуальный характер. Требующий осуществления контроль за работой каждого участника;

- систематичности и регулярность проведения на всех этапах УВП;

- всесторонность и разнообразие форм проведения;

- объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности и индивидуальные качества контролируемых.

Тематика методических совещаний и педагогических советов.

№, п/п Тема Дата Форма проведения Кто проводит
      «Круглый стол» «Ролевая игра» «Деловая игра» «Защита» ….  

Сердцевиной педагогического управления является организация согласованной деятельности всех участников образовательного процесса. В теории управления есть правило, что для эффективности совместной работы людей нужно соблюдать следующие условия:

- понимать и принимать ожидаемые результаты совместной деятельности;

- заинтересовать каждого в получении общего результата;

- получать удовлетворение от совместной деятельности;

- налаживать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки.

 

 

Лекция 8.

Тема: Образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления.

1. ОУ как педагогическая система и объект управления.

2. Педагогический коллектив с позиции управления.

Согласно п. 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» ОУ самостоятельно как в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, так и в научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об ОУ соответствующего типа и вида (лицей, гимназия) и уставом ОУ. Выполнение этих и других функций приводит к необходимости разрабатывать и совершенствовать структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. Системный подход в управлении обеспечивает оптимальность и продуктивность в работе ОУ.

Школа или ОУ как педагогическая система и объект управления имеет определенную организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали. Выполнение каждой функции распределено между структурными подразделениями системы и отдельными исполнителями. В каждой школе (ОУ) есть различные классы (группы), параллели классов, администрация, обслуживающий персонал – это простейшая ее организационная структура. К сожалению, до сих пор не редкость, что она не согласуется со структурой управления, поскольку само управление строится стихийно.

В основе решения задач управления школой должен лежать осознанно выбранный подход, который означает выполнение следующих действий:

1) определить состав функций, которые должна реализовать система;

2) выбрать методы и средства реализации функций;

3) определить состав органов (временных и постоянных) ответственных за функции управления развитием и их взаимоотношения;

4) определить логическую структуру управленческих действий при реализации функций управления развитием;

5) распределить полномочия и ответственность за управление этих управленческих действий;

6) определить ответственность за руководство выполнением управленческих действий и контроль.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления его ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей. Выделяются следующие основные типы организационных структур:

1) линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;

2) функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;

3) смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией.

В вертикальной структуре управления большинства полнокомплектных школ выделяют четыре уровня управления:

1) директор;

2) заместители и другие члены администрации;

3) учителя, классные руководители, воспитательные;

4) учащиеся.

На каждом из этих уровней разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, временных коллективов, секций, клубов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

1. Директор I уровень (комитеты, инициаторские группы, временные коллективы);

2. Заместитель директора II уровень (совет, секции, клубы по интересам);

3. Учителя III уровень (объединения учащихся, клубы);

4. Учащиеся IV уровень (объединения, клубы, временные секции).

Такая структура относительно стабильна, не меняется годами в ОУ, которая работает в режиме функционирования. Изменения в организационной структуре ОУ и структуре ее управления всегда должны отражать и обеспечивать специфику образовательного процесса ОУ.

В качестве примера, рассмотрим следующее ОУ, которое изменило свою организационную структуру, в связи с проводимым экспериментом. Коллектив принял в качестве основы своей работы подготовку выпускника к профессионально-личностному самоопределению в соответствии с его склонностями и способностями.

 
 

 


Рис.1. Организационная структура гимназии, работающей в режиме эксперимента.

В результате предполагалось иметь социально-активную личность, сочетающую в себе гражданственность, высоки нравственные качества и готовность к конструктивной, общественно-полезной деятельности, реализовать себя, свою индивидуальность. Для достижения обозначенной цели в учебном плане были выделены три основных блока образовательных дисциплин: функциональной подготовки, социальной ориентации и адаптации, формирования культуры. Единство этих трех составляющих было обозначено как «КСИ-концепция», т.е. Культура – Совесть – Интеллект. Подобное выделение блоков дисциплин было обусловлено трехкомпонентной структурой профессионально-трудовой направленности личности и акцентированием содержанием каждого предмета на формирование определенного компонента направленности. В процесс опытно-экспериментальной работы сложилась и соответствующая структура организации и управления. В составе были выделены 5 основных структурных подразделений (комплексов) во главе с заместителями директора. Учебно-методический комплекс работает по подпрограмме «Интеллект», включая методические центры гуманитарного, естественно-научного образования, обучения, международных связей, начального образования.

Делегирование полномочий директора руководителям структурных подразделений позволяет сделать систему управления более демократичной, а управление – мобильным. Заведующий комплексом координирует работу подчиненных ему подразделений, уже на уровне программ отдельных предметов. Его центральной задачей является выполнение подпрограммы ОУ, реализуемой в системе предметных циклов и внеучебной работы. Он уже отвечает за выполнение двух-трех целевых проектов. Эти обязанности обеспечиваются статусом заместителя директора.

В условиях такой организации управления директор ОУ уже не занимается оперативным руководством, деятельностью каждого из сотрудников. Его «выходы» на педагогов и учащихся возможны в двух случаях:

а) когда требуется анализ выполнения программы развития ОУ с целью корректирования;

б) «пожарные» ситуации, когда нужно принять сложные, неразрешимые, требующие мнения других членов коллектива. Например, какой-либо конфликт, возможно только назревающий. Или вопрос материальной помощи.

В условиях перераспределения управленческих функций у директора появляется возможность для разработки перспективных направлений развития учреждения. Директор координирует деятельность руководителей комплексов. Контролирует выполнение плана, финансы, кадры. Руководитель должен заниматься, в первую очередь, вопросами стратегии развития ОУ, этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления.

В новых условиях руководитель ОУ становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям. На уровне объединения учителей образуются школьные кафедры.

Все вышесказанное обусловлено включением ОУ в государственно-общественную систему образования, которая включает в себя:

- Программы, государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности.

- Сеть реализующих эти программы ОУ различных организационно-правовых форм, типов, видов.

- Органы управления образованием с подведомственной инфраструктурой (базы, учебные коллекторы, полиграфические участки, магазины учебных наглядных пособий и т.д.).

В этом случае ОУ включается в систему общественно-структурного управления. Только тогда ОУ представляет собой оптимально работающий организм.

2. Педагогический коллектив с позиции управления

Управление ОУ – это не только управление педагогическим процессом через реализацию управленческих функций, анализа, целеполагания, планирования, организации и контроля, но и управление коллективом педагогов и сотрудников. Это аспект деятельности руководителя ОУ обозначается понятием «руководство». Внутреннее руководство ОУ (учреждением) – это целенаправленное влияние субъектов управления ОУ на членов педагогического коллектива, а также на органы и лидеров школьного сообщества (или сообщества ОУ), обеспечивающее эффективную совместную деятельность по решению образовательных задач.

В работе руководителя с коллективом ОУ можно выделить несколько направлений:

1. Целенаправленное формирование педагогического коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива – его полового (в сегодняшней школе это, прежде всего преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношение социальных ролей.

Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозрастному и ролевому составу, по характеру и темпераменту работников, их профессиональным интересам и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития ОУ и эффективного решения образовательных задач он в себя заключает. Однако, разнообразие состава педагогического коллектива не означает разнобоя в целях его функционирования и развития.

Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точки зрения, главным его свойством выступает целостность. Выработка единых целостных и целевых установок, единой концепции школы, единого подхода в обучении и воспитании детей – высшая задача управления педагогическим коллективом.

2. Второе направление – развитие коллектива. Согласно современным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям руководителю коллектива необходимо соблюдать ряд условий, следование которым позволит сохранить позитивную динамику в его развитии:

а) организацию перспективных устремлений (ближних, средних, дальних) членов коллектива, постановку перед ними стратегических и тактических задач;

б) осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия (А.С. Макаренко), когда воздействие оказывается не на каждого члена коллектива, а опосредственно, через коллектив; в то же время, работая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива;

в) сочетание работы в формальных (например: МО учителей) и функциональных группах;

г) открытость педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой.

Благодаря соблюдению этих условий, педагогический коллектив превращается в сообщество педагогов, учащихся, родителей, активно взаимодействующих с окружающей социокультурной средой, трансмируя в нее свои ценности и изменяясь при этом сам,, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.

3. Третье направление – создание благоприятного психологического климата в коллективе. Руководством этого направления работы руководителя школы является установление в педагогическом коллективе конструктивных отношений.

Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает:

А) создание у членов ПК гуманистических установок по отношению друг к другу. Основой формирования гуманистических установок является отношение к человеку как к наивысшей ценности, когда заботой о человеке пронизаны все сферы школьной жизни;

Б) создание ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и, шире, к труду вообще;

В) формирование у педагогов, сотрудников, всех членов школьного сообщества умение гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Для закрепления этих задач можно использовать такие средства, как в жизни коллектива норм педагогической деонтологии (т.е. профессионально-педагогической этики), соблюдение норм и форм этикета, создание и закрепление традиций, эстетизация жизни коллектива, поддержание деловых отношений в форме дружеского и общих увлечений. Для появления и закрепления в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата особое значение имеет то, как разрешаются конфликты.

Конфликт (от латинского confliotus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанные с остро отрицательными эмоциональными переживаниями. Разрешать конфликты руководитель может с помощью как структурных, так и гуманитарных методов.

К структурным методам относятся:

- разъяснение требований к профессиональной деятельности;

- координационные и интеграционные методы (например: в случае конфликта между двумя функциональными группами, разрабатываются разные аспекты концепции школы, может быть назначен человек, координирующий их работу);

- детальная разработка системы поощрений (благодарность, премия, повышение по службе);

С целью урегулирования конфликтов руководитель может применять и гуманитарные методы:

- поиск компромисса: предлагает открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на решение, наиболее удобное и приемлемое для обеих сторон. Компромисс предполагает определенные уступки с их стороны, снимает напряженность, помогает найти определенное решение;

- организация сотрудничества конфликтующих сторон – это надежный способ разрешения конфликта, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Сотрудничество предполагает поиск преимуществ, которые содержатся в каждой точке зрения и определение условий их реализации;

- интеграция различий (направление усилий всех участников на достижение общих целей) акцентирует внимание участников конфликта на том, что объединяет, на общих ценностях, интересах, способах деятельности.

Любой гуманитарный метод разрешения конфликта требует диалога между руководителями и конфликтующими сторонами и между самими участниками конфликта.

4. Четвертое направление – создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества – педагогов, сотрудников, учащихся. Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится организация особой предметно – пространственной (внутренне архитектурно-планировочное решение помещений, их удобство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и прочее) среды ОУ. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуры во многом зависит результативность ОУ.

5. Пятое направление – подготовка коллектива к введению инноваций. При введении инноваций от руководителя, по мнению А.М. Моисеева требуется:

- разъяснить педагогам как психологические (большие возможности для проявления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного саморазвития), так и материальные преимущества работы по-новому;

- продумать и реализовать специфические подходы к тем педагогам, работникам школы, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площадки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему;

- выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов;

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:350

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.