Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сущность процесса управления в таможенных органах. Основные этапы и свойства процесса управления.

Первый учебный вопрос

 

В теории управления вопрос о сущности управления и методах управления – один из центральных, поскольку касается как раз сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация играют важную роль при разработке научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.

В литературе можно встретить множество определений термина «управление», каждое из которых уделяет наибольшее внимание той или иной характеристике или признаку этого процесса. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих именно управлению в таможенных органах, дадим ему следующее определение:

Управление – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

В теории управления особое место занимает вопрос о функциях управления, так как он касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.

В зависимости от задач управление может быть подразделено на функции по следующим признакам:

· содержание процесса управления;

· принадлежность к сферам (видам) деятельности;

· принадлежность к различным видам управленческого труда (технологический, организационный и т.д.);

· содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание).

Деятельность руководителей можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций. Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности или обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей. Функции управления характеризуются следующими свойствами: · осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления; · присущи управлению в любой организацией; · разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени; · относительно самостоятельны, и, в то же время, тесно взаимодействуют.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. В научной литературе как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции управления, как:

· определение целей и задач деятельности организации;

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· координация и регулирование;

· учет, анализ и контроль.

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:

· стратегическое планирование;

· планирование реализации стратегии;

· организация взаимодействия и полномочий;

· построение организаций;

· мотивация.

Отдельные авторы причисляют к функциям управления также функцию принятия решений.

Но, несмотря на многообразие, функции управления делятся на общие и конкретные. Этой классификации мы и будем придерживаться в данной работе.

Общими функциями являются, прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Из самого их названия вытекает, что они присущи не только сфере таможенного управления.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера, свойственные только управлению таможенными структурами. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности рабочего процесса в среде таможенной деятельности.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной таможенной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру таможенных органов, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенными структурами. Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешное выполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т.е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

Поскольку таможенная система в Российской Федерации имеет иерархическую структуру, то и управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер. Следовательно, различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1028

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.