Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

В СУПЕРВИЗИОННОЙ РАБОТЕ

МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

Фаза новой ориентации

Интегративная фаза

Активная фаза

ЭТАПЫ И ФАЗЫ СУПЕРВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

а) Этапы супервизионной работы

1. Эмоциональный разогрев;

2. Выбор рабочей темы;

3. Описание предложенного случая;

4. Обработка случая;

5. Завершение.

б) Фазы супервизионного процесса

Согласно интегративной модели, супервизия проходит четыре фазы:

1. Инициальная фаза

Создается почва для общения на содержательном и межличностном уровне. Участники предлагают свои темы для обсуждения. Выбирается тема, получившая наибольший эмоциональный отклик. Убедившись в правильности выбора темы, супервизор предлагает определенную форму работы.

Супервизор разными методами углубляет дорациональный процесс исследования. Он способствует возникновению регрессивных процессов у супервизируемых, чтобы облегчить доступ к неосознаваемым мотивам и побуждениям. Последующее затем сценическое воспроизведение проблемы должно привести к озарению, инсайту («сейчас я понимаю, в чем суть проблемы»)

Полученный на предыдущей фазе опыт должен быть структурирован. За эмоциями следует рациональное объяснение. Найденное при инсайте решение должно быть проверено как на уровне внутренней, психической реальности, так и на уровне внешней реальности (в практике). Эта проверка должна помочь супервизируемому интегрировать найденное решение в арсенал поведенческих стереотипов. Возможен и обратный процесс – отделение, отторжение устаревшего, неэффективного стереотипа поведения. В ходе этих процессов важно оказывать эмоциональную поддержку.

Супервизор поддерживает супервизируемого при проверке эффективности нового поведенческого стереотипа в реальной жизни. Речь идет о том, проявляется ли его внутреннее решение в соответствующих способах поведения, подходят ли они для решения его практических задач. Проверить это можно с помощью новой сценической реконструкции.

 

В супервизии различают: компактные и развернутые методы.

а) Компактные методы

1. Виньетка:Для прояснения проблемной ситуации протагонист один или с помощью других участников проигрывает однукороткую сценку. Это целесообразно, когда, к примеру, в его рассказе не хватает ясности.

2. Пустой стул: Супервизируемому предлагается посадить на пустой стул какое-либо значимое (воображаемое) лицо и представить себе, что оно скажет. В последующем разговоре супервизор пытается выявить возникшие в ходе конфронтации с воображаемым лицом мысли и чувства. Как вспомогательные средства могут использоваться приемы "обмен ролями" и "двойник".

3. Статуя:Супервизируемый представляет имеющуюся в сознании картину в форме скульптуры. Важно постараться передать жесты, мимику, близость, дистанцию, соотношения.

4. Скульптура:Похоже на 3, по ходу можно вносить изменения, возможен также обмен ролями.

Одного из участников просят представить существующую систему отношений в качестве скульптуры. Таким образом, можно быстро проникнуть в суть комплексной проблемы супервизируемого. Участники выражают чувства, близость, дистанцию, телесные зажимы, контакт глазами. Можно внести некоторые изменения и посмотреть, что изменилось.

5. Социальный атом:Супервизируемый собирает вокруг себя других участников: притягивает одних и отталкивает других. Возникает сетка, социальный атом. Здесь, как и в предыдущих упражнениях, важно обращать внимание на степень близости, жесты, положение вверху-внизу, разветвления. Можно использовать кукол, фигуры, деревянные кубики и т.п. Далее следует провести анализ выстроенной сетки: где имеет место притяжение/отталкивание, количество напряженных и ненапряженных отношений, ключевые персоны и т.д. Например, в отношениях между сотрудниками могут быть вскрыты противоречия между системой производственных и личных отношений.

6. Живая социограмма:Это группоцентрированный прием, который позволяет увидеть скрытые, замаскированные отношения, существующие между участниками группы. По органограмме выстраивается социограмма: позитивные и негативные лидеры, пары, треугольники, цепи, звезды, изолированные, отверженные.

7. Спектрограмма: Супервизор обозначает два полюса, например: «я работаю по плану – я работаю спонтанно» или «мне нравится участвовать в супервизии – мне не нравится участвовать в супервизии». Супервизируемые должны найти свое место на прямой линии между этими полюсами.

8. Социометрическая карта:Супервизируемые должны передать при помощи символического размещения в пространстве близость/отдаленность различных профессий, образований, рабочих мест, аспектов определенной темы (можно вставать самим, обозначать символами и т.д.). Каждое новое позиционирование может менять все другие позиционирования. Следует отмечать увеличение числа позиций, процессы сегментирования и изолирования, связи и т.д.

9. Ролевой атом:Супервизируемые представляют различные ролевые отношения.

Каждый составляет список ролей, которые он хотел/не хотел бы играть. Роли могут быть представлены в форме скульптур, можно использовать кукол, фигуры, символы.

10. Коллективная рефлексия:Коллектив разбивается на две подгруппы: рабочую и наблюдательную. Первая подгруппа обсуждает ситуацию, а вторая наблюдает и сообщает о своих наблюдениях, развивает решения, высказывает альтернативные мнения.

11. Взгляд через четверо очков:образуется четыре подгруппы:

- группа дураков: пытается представить проблему в смешном свете, провоцирует, дерзко высказывает правду-матку

- группа мудрецов: пытается в форме сказки передать суть проблемы, учитывая все противоречия и имеющиеся возможности решений

- группа справедливых: следит за тем, чтобы в расчет принимались мнения всех участников, предостерегает от злоупотребления властью, поддерживает самую слабую партию, прежде всего задает вопросы.

- группа помощников: поддерживает супервизируемых, где это нужно, обращает внимание на ресурсы, доброжелательно указывает супервизируемым на высказанные в ходе дискуссии возможные решения.

После описания случая группы удаляются на совещание, затем представляют свои сообщения, которые ни в коем случае не должны стать поводом для дискуссии. Упражнение очень эффективно, оно позволяет найти баланс между творческими, конфронтирующими и поддерживающими элементами.

12. Карты:сложная ситуация графически изображается на доске или большом листе бумаги. Супервизор, а лучше супервизируемый, пытается при помощи этой карты разъяснить положение дел. Родственные или коммуникативные отношения участников представляются в форме генограмм или социограмм. Карта многое скажет и о том, кто ее будет представлять.

б)Развернутые методы

1. психодраматическое инсценирование;

2. ролевая игра;

3. экспромты;

4. социодрама;

5. «волшебный магазин».

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:404

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.