Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Консультирующая супервизия

Направляющая супервизия

Обучающая супервизия

Наставническая супервизия

В некоторых случаях супервизор может играть скорее роль наставника, почти полностью концентрируясь на образовательнойфункции, помогая ученику исследовать его или ее работу с клиентом, а кто-то другой в рабочем окружении супервизируемого осуществляет поддерживающую и направляющую функции.

В этом случае в супервизии также делается ударение на образовательной функции, и супервизируемый оказывается в роли ученика. Это может быть студент – социальный работник на практике, или обученный психотерапевт, ведущий тренинг с клиентами. В отличие от наставнической супервизии, в этом случае супервизор несет частичную ответственность за работу супервизируемого с клиентами, и поэтому отчетливо заметна его направляющая, или нормативная, роль.

В данном случае мы используем этот термин. Супервизор в то же самое время является начальником супервизируемого. Как и в обучающей супервизии, супервизор отвечает за работу с клиентами, но отношения субординации между супервизором и супервизируемым более выражены.

Вэтом варианте ответственность за выполняемую работу принадлежит супервизируемым, но они консультируются по некоторым вопросам со своим супервизором, который является либо их учителем, либо администратором. Такая форма супервизии подходит для опытных квалифицированных специалистов.

Итак, мы описали супервизию только по вертикали, подразумевая под этим, что более опытные супервизоры работают с менее опытными супервизируемыми.

Возможно также заключение горизонтальногосупервизорского контракта между супервизируемыми, находящимися на одном уровне.

Основной моделью супервизии, описываемой в публикациях по супервизии в сфере консультирования, стала модель развития.

Согласно этой модели, супервизор должен владеть спектром стилей и подходов, которые модифицируются по мере того, как консультант приобретает опыт и поднимается на следующий уровень развития.

Модель развития, включает в себя четыре основных уровня:

Уровень 1: ориентация на себя

Первый уровень характеризуется зависимостьюсупервизируемого от супервизора. Он может испытывать тревогу,ощущать небезопасность своей роли и сомневаться в своей способности реализовать эту роль; он может испытывать недостаток понимания, но при этом быть высокомотивированным.

Существует два основных источника тревоги у молодых супервизируемых –

- объективное самоосознание;

- ожидание оценивания.

«Объективное самоосознание» – термин, обозначающий, что фокусирования на самом себе... может провоцировать негативную оценку собственного поведения и усиливать чувство тревоги»

Молодые супервизируемые, не имея опыта построения системы критериев для оценки собственного поведения, могут быть очень зависимы от оценки их работы супервизором. Опасения супервизируемого могут быть связаны с тем, что супервизор в ходе обучения или в процессе обсуждения работы принимает на себя роль формального оценщика. Эти опасения могут существовать постоянно в виде интереса к тому, как супервизор видит их работу и как их сравниваютс другими супервизируемыми.

Мы обнаружили, что такой интерес проявляется особенно ярко, когда используется видео- или аудиозапись сессий или, когда супервизируемого просят составлять конспект либо отчет о сессиях. В целом, однако, супервизия стимулирует рефлексию, и для молодого супервизируемого – это процесс, неизбежно вызывающий тревогу.

На этом уровне социальным работникам сложноувидеть терапевтический процесс в целом. Это может вызывать у них нетерпение или страх.

Чтобы справиться с тревогой, нормальной для супервизируемых на первом этапе, супервизор должен обеспечить ясную структурированную обстановку с позитивной обратной связьюи побуждением супервизируемого продвинуться от незрелых попыток судитьсебя и клиента к анализутого, что в действительности происходило.

«Дозирование поддержки и неопределенность – вот основные трудности, встающие на пути супервизора, работающего с начинающим социальным работником».

Уровень 2: ориентация на клиента

На этом этапе супервизируемые преодолевают начальную тревогуи начинают движение между зависимостью и автономией,между самонадеянностью и растерянностью.

Социальному работнику трудно устанавливать ограничения и говорить «нет» своим клиентам или отстаивать свое свободное время... он неспособен отделить трудности других людей от собственной внутриличностной динамики или рассматривает свой собственный успех или неудачу как успех или неудачу своих клиентов.

В работе с клиентами супервизируемые, находящиеся на уровне 2, действуют менее упрощенно и сфокусированы как на процессе развития клиента, так и на своем обучении.

Недостаток изначальной уверенности и упрощенность подходов могут привести к тому, что некоторые супервизируемые будут испытывать гнев по отношению к своим супервизорам, рассматривая их как виновников своего разочарования. Некоторые авторы сравнивают этот уровень развития с подростковым возрастом – нормальным этапом развития человека, тогда уровень 1 подобен детству, уровень 3 – молодости и уровень 4 – зрелости.

Конечно, работа на уровне 2 может восприниматься как родительская забота о подростке. Это – проверка авторитетов на прочность, перепады настроения, но одновременно – необходимость и в пространстве, для обучения на своих ошибках, и в определенных ограничениях, и в сдерживании. На этой стадии супервизируемый может становиться более активным, чем его клиент.

На уровне 2 супервизор должен быть менее структурированным и дидактичным, чем на уровне 1, но при этом требуется значительный контроль над эмоциями, так как состояние супервизируемого может колебаться от возбуждения до депрессивных переживаний.

Уровень 3: ориентация на процесс

На уровне 3 возрастает профессиональная уверенность и наблюдается только условная зависимость от супервизора. Он или она расширяют осознание идемонстрируют более устойчивую мотивацию. Супервизия становится более партнерским процессом, возрастает доверие и усиливается профессиональная и личная конфронтация.

На уровне 3 супервизируемые становятся более способными применять свой подходк клиентам, чтобы удовлетворить их конкретные индивидуальные потребности в конкретный момент. Они уже в состоянии видеть клиента в более широком контексте. Социальный работник демонстрирует навыки полного присутствия с клиентом во время сессии с особым вниманием к тому, как укладывается настоящий процесс в контекст:

- общего процесса терапевтических отношений;

- личной истории пациента и его жизненных паттернов;

- обстоятельств внешней жизни клиента;

- жизненного этапа клиента, социальной среды и этических норм.

На уровне 3 трудно еще понять, в каком теоретическом ключе обучался супервизируемый, поскольку на этом этапе профессиональные навыки интегрируются в его личность, а не используются как элемент выученной технологии.

Уровень 4: ориентация на процесс в контексте

Этот уровень понимают как «интегрирующий уровень 3».К моменту перехода на этот уровень работник становится «мастером» и «характеризуется:

· личностной автономией,

· высоким уровнем осознания,

· уверенностью в себе,

· стабильной мотивацией

· пониманием необходимости работать над собственными личностными и профессиональными проблемами»

Часто на этой стадии супервизируемые сами начинают проводить супервизию, и это значительно углубляет и повышает качество их обучения.

Социальный работник часто сообщает супервизору, чему хочет научиться. На уровне 4 не происходит усвоения новых знаний, а происходит скорее их углубление и интеграция до состояния мудрости. По этому поводу один суфийский учитель сказал: «Знание без мудрости напоминает незажженную свечу».

Можно провести параллель между стадиями развития супервизируемого и другими подходами развития. Мы уже приводили аналогию со стадиями развития человека. Можно также сравнить их со средневековой ремесленной гильдией. Ее работник начинал как новичок, затем становился подмастерьем, потом независимым ремесленником и, наконец, мастером.

Находятся параллели для этой модели и в стадиях группового развития.

Шутц (Schutz, 1973) утверждает, что начало развития группы связано с поиском ответа на главнейший вопрос, касающийся включения/исключения: «Смогу ли я стать частью этой группы?» Разрешив этот вопрос, группа переходит к решению вопроса власти: выбор лидера, конкуренция и т. д. И только после этого группа подходит к вопросам близости и интимности: как быть ближе к другим и какова оптимальная степень близости. Такая последовательность ключевых вопросов присуща и развивающему подходу в супервизии, особенно в случаях, когда супервизия является частью совместного обучения.

Четыре стадии развития супервизируемого могут рассматриваться с точки зрения места нахождения фокуса супервизии.

Табл. 2.Стадии развития супервизируемого

Уровень 1 Сосредоточенный на себе «Смогу ли я справиться с этой работой?»
Уровень 2 Сосредоточенный на клиенте «Смогу ли я помочь этому клиенту?»
Уровень 3 Сосредоточенный на процессе «Каковы наши взаимоотношения?»
Уровень 4 Сосредоточенный на процессе в контексте «Как взаимосвязаны процессы?»

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1092

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.