Государственный долг –это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определённой дате и за определённый срок (ст. 97 БК РФ).
Структура государственного долга, виды, срочность долговых обязательств (ст. 98 БК РФ).
Управление государственным долгом –это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Основная цель управления – покрытие валовой потребности государства в заимствованиях с минимальными затратами (ст. 101 БК РФ).
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.
Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия -изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Обмен облигациями по регрессивному соотношению– несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации.
Тема 5: «Внебюджетные фонды»
Вопросы:
1) Внебюджетные фонды (внб. фонды): социально-экономическая сущность и классификация;
2) Принципы формирования и направления расходования средств фонда;
3) Единый социальный налог (ЕСН) как один из источников формирования средств государственных внб. фондов.
Вопрос 1
Государственные внб. фонды – разновидность целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств; форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
С помощью внб. фондов возможно:
1) Влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;
2) Обеспечить природоохранительные мероприятия, финансирование их за счет специально определенных источников;
3) Оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
4) Предоставлять займы зарубежным партнерам, в т.ч. включая иностранные государства.
В настоящее время к числу основных внб. фондов относятся:
1) По целевому назначению: социальные; экономические.
2) По правовому положению: государственные; территориальные.
Социальные: 1) Государственный пенсионный фонд (ГПФ РФ) – см. Положение о пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.91 г. №2122-1.
2) Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – см. Положение о фонде социального страхования в редакции постановления Правительства РФ.
3) Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС): территориальные – см. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Постановление Верховного Совета РФ 24.02.93 г. №4543-1; федеральные – Положение Правительства РФ от 29.07.98 г. №857 «Об утверждении устава ФФОМС».
Экономические: 1) Внб. фонды развития жилищного строительства;
2) Фонды НИОКР;
3) Российский фонд технологического развития и т.д.
Вопрос 2
Формирование и использование государственных и муниципальных внб. фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов или смет доходов и расходов. |