Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Итог развития экономики — план одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.) не выполнен ни по одному показателю.

3.

2.

В 1953—1957 гг. в СССР сменилось партийно-государственное руководство. В результате внутрипартийной борьбы к власти пришел Н. С. Хрущев.Он провозгласил курс на десталинизацию страны, выступив в 1956 г.на XX съезде КПССс докладом, осуждавшим культ личности И. В. Сталина, массовые репрессии и депортацию народов. Н. С. Хрущев совместил два поста — Первого секретаря ЦК КПСС (с сентября 1953 г.) и Председателя Совета Министров СССР. Председателем Президиума Верховного Совета стал Л. И. Брежнев.

Цель внутренней политикиформулировалась партией как завершение строительства социализма и, переход к строительству коммунизма.

КПСС сохраняла свою руководящую роль всей жизнью страны.

Цель экономической политикипо документам КПСС — создать материально-техническую базу коммунизма, превзойти США в производстве продукции на душу населения, повысить благосостояние советских людей и вплотную подойти «к осуществлению принципа распределения по потребностям». Авантюристическая цель не имела реальных оснований для выполнения, но порождала массовый энтузиазм народа и подпитывала иллюзию достижения коммунизма.

Экономикастраны развивалась по шестому пятилетнему плану на 1956—1960 гг. (свернут в 1959 г.) и семилетнему плану 1959—1965 гг. Оба плана сохраняли общую тенденцию — преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности (группа «А» выпускала 3/4 общего объема производства), что тормозило повышение благосостояния народа.

Продолжалось развитие атомной промышленности и использование атома в мирных целях: спущен на воду атомный ледокол «Ленин», введены в строй две АЭС.

Возросший научно-технический потенциал СССР более всего отразился в космической отрасли: 1957 г. - запуск первого в мире искусственного спутника Земли; 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагаринстал первым в мире космонавтом.

В середине 1950-х гг. (позднее, чем на Западе) в СССР началась научно-техническая революция: внедрение научных достижений в промышленность; реконструкция и автоматизация ряда производств; создание электронно-вычислительных машин и т. п.

В 1957г. по инициативе Н. С. Хрущева проведена реформауправления промышленностью — отраслевая система заменена территориальной: функции большей части общесоюзных и республиканских министерств передавались Советам народного хозяйства(совнархозам). Однако попытка децентрализации управления нарушила единую технологическую политику внутри отраслей, внесла неразбериху в работу управленческого аппарата и увеличение расходов на него. Реформа не привела к ускорению экономического развития, и отраслевое руководство экономикой восстановили в 1965 г.

Сельское хозяйство в 1950-е гг. оставалось отстающим сектором экономики, едва достигшим довоенного уровня.

В сентябре 1953 г.Пленум ЦК КПСС утвердил основы новой аграрной политики:

- повышение государственных закупочных цен на сельхозпродукцию;

- изменение системы налогообложения крестьян и снижение налогов;

- увеличение финансирования агросферы;

- изменение системы планирования сельского производства.

В дальнейшем были сформулированы стратегические направления развития аграрного сектора:

-интенсификация сельскохозяйственного производства за счет его механизации (увеличение поставок техники) и в перспективе превращение колхозов в крупные индустриальные производства;

- экстенсивный путь — с 1954 г. расширение посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель Казахстана, Урала, Сибири, Поволжья и создание там совхозов (к 1956 г. освоено 32 млн га новых земель и валовой сбор зерна достиг 125 млн т). Однако из-за усталости и эрозии почв в дальнейшем зерновая отдача целины заметно сократилась. Поэтому в 1963 г. был принят курс на химизацию сельского хозяйства (увеличение производства и внедрения удобрений).

Одновременно возродились командно-директивные методы руководства сельским хозяйством:

-принудительно насаждалось расширение посевов кукурузы, часто в непригодных для нее районах. Однако уменьшение посевов пшеницы и ржи привело к недостатку сбора зерновых;

- объявлено соревнование с США в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Кампания не привела к значительному росту животноводства, а также вызвала массовый забой молочного скота и породила на местах фальсификацию данных о производстве мяса;

- проводилось укрупнение колхозов и преобразование их в совхозы;

- резко ограничивалось личное (подсобное) хозяйство колхозников, что стало еще одной трагедией для крестьянства.

В результате первый успех роста сельхозпродукции в 1956— 1958 гг. на 32% сменился падением — 15% в 1959—1965 гг. вместо 70% по плану. Подъем аграрного сектора осуществить не удалось — возник дефицит продуктов питания. Положение усугубил неурожайный 1963 г. Нехватка зерна вынудила закупать его за границей, которая регулярно продолжалась и в последующие годы.

В социальной политике,во-первых, восстанавливалась законность:

- реабилитация незаконно репрессированных в 1930-начале 1950-х гг. и массовое освобождение политзаключенных;

- сняты правовые ограничения с депортированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, немцы Поволжья, крымские татары), которым (кроме немцев и Крымских татар) было разрешено вернуться на родину, где восстанавливалась их национальная автономия;

- расширялись законодательные и территориально-административные права союзных республик.

Во-вторых, ряд социальных мер способствовал повышению благосостояния советского народа:

- повышалась минимальная заработная плата на производстве, транспорте и в строительстве;

- с 1956 г. сокращена продолжительность рабочего дня на 2 ч в субботние и предпраздничные дни; в 1957—1960 гг. осуществлен переход на семичасовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю;

- введено бесплатное высшее и среднее образование;

- ринято новое пенсионное законодательство (уменьшились возрастные границы, увеличился размер выплат, введены пенсии для колхозников);

- началась выдача паспортов колхозникам (продолжалась до 1974 г.);

- жилищное строительство переведено на индустриальную основу, многократно расширены его масштабы (символом типовой застройки стали пятиэтажные дома в Черемушках). Жилой фонд увеличился на 40% и во второй половине 1950 — начале 1960-х гг. 1/4 жителей страны въехала в новые квартиры.

Однако в социальной сфере наблюдались и значительные осложнения. Денежная реформа 1961 г. вызвала стихийное повышение цен. В начале 1960-х гг. усилился дефицит предметов народного потребления и особенно продуктов питания. На них произошло государственное повышение цен в среднем на 28%. В ответ возникли забастовки и демонстрации, часть которых (Темиртау, Новочеркасск) подавляли с помощью войск.

В идеологической областипартийное руководство продолжало строго следить за укреплением в обществе марксистско-ленинского мировоззрения. Осуждение культа личности, призыв к преодолению догматизма в общественных науках и в целом либерализация общественной жизни («оттепель») не означали отступления от «генеральной линии» партии:

- в 1959 г. XXI съезд КПСС принял заключение о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма;

- в 1961 г. XXII съезд КПСС поставил задачу воспитания населения в духе «Морального кодекса строителя коммунизма».

Всякое сомнение или несогласие с провозглашенным курсом расценивалось как антисоветская пропаганда, и ее носители (несколько групп студентов, рабочих, творческой интеллигенции) были арестованы и приговорены к разным срокам заключения.

«Оттепель», изживание страха сталинских времен и десталинизация страны сформировали в начале 1960-х гг. особое поколение советских людей,

- «шестидесятников» — воспринявших партийный курс как импульс к духовному обновлению и свободе творчества. Огромное идейно- политическое значение имела деятельность журнала «Новый мир» (главный редактор — А. Т. Твардовский) — центра притяжения либеральной интеллигенции. Особенно большой общественный резонанс имела первая публикация («Новый мир», 1962 г.) повести А. И. Солженицына о жизни в лагерях.

Однако партийное руководство и сам Н. С. Хрущев выступили с осуждением новых веяний в литературе и изобразительном искусстве, объявив их «извращением» советской действительности, формализмом и подражанием буржуазной культуре Запада. Они настойчиво боролось за соблюдение принципов социалистического реализма и идейную непорочность творческой интеллигенции.

Внешняя политикав 1953—1964 гг. сохраняла прежнюю идеологизированность, что было типичной чертой советской внешней политики вплоть до середины 1980-х гг.

Внешнеполитическая деятельность осуществлялась на основе теоретических положений, принятых XX съездом КПСС в 1956 г.:

- идея о возможности избежания войн в современную эпоху;

- утверждение принципа мирного существования;

- признание разнообразных форм перехода стран к социализму.

Цели внешней политикиСССР — обеспечение мирных условий для строительства социализма; укрепление социалистического лагеря; расширение своего влияния на всех континентах путем поддержки национально-освободительных и антиимпериалистических движений.

Для отношений СССР с ведущими капиталистическими странами были характерны периоды обострения «холодной войны» и «потепления». Наличие ядерного оружия массового поражения заставляло и ту, и другую стороны поддерживать мирное сосуществование, пытаться разрешать международные кризисы путем переговоров и снижать конфронтацию.

Западные страны согласовывали свои действия в отношении СССР и продолжали создавать военно-политические блоки в разных районах мира.

«Потепление» проявлялось в разных формах:

- 1955 г. - договор СССР с Австрией и вывод из нее советских войск;

- 1956 г. - соглашение СССР и ФРГ о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений;

- 1956 г. - Декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений;

- 1955 г. - встреча в Женеве глав четырех держав (СССР, США, Великобритании, Франции) — обсуждение советского проекта Общеевропейского договора о коллективной безопасности, обязательстве не применять вооруженную силу друг против друга и о мирной торговле;

- 1959 г. - соглашение СССР и США об экономическом и культурном
сотрудничестве (ранее запрещавшееся законом США);

- сентябрь 1959 г. - государственный визит Н. С. Хрущева в США, однако его переговоры с Президентом США Д. Эйзенхауэром по германскому (признание ГДР западными странами) и берлинскому вопросам (создание в Западном Берлине демилитаризованного «вольного города») оказались безуспешными.

Новое «похолодание» — нарушение границы СССР американским самолетом-разведчиком, пилотируемым Ф. Пауэрсом (сбит 1 мая 1960 г. — над Уралом советской ракетой), и срыв намеченной на май встречи Н. С. Хрущева с Д. Эйзенхауэром в Париже.

В сентябре 1960 г. Н. С. Хрущев на 15-ой сессии Генеральной Ассамблее ООН изложил советскую программу разоружения, напомнив об угрозе для дела мира ядерно-ракетного противостояния.

В июне 1961 г. переговоры Н. С. Хрущева по германскому и С рлинскому вопросам в Вене с новым Президентом США. Дж. Кеннеди кончились безрезультатно.

«Берлинский кризис»,возникший из-за противоречий по германскому вопросу, массового бегства немцев из Восточного Берлина и их требования изменить политический строй в ГДР, привел к закрытию границы между ГДР и Западным Берлином и противостоянию в Берлине американских и советских танков. В ночь на 13 августа 1961 г. возведена Берлинская стена — символ отгороженности Востока от Запада (просуществовала до объединения двух Германий 3 октября 1990 г.).

Крайнее обострение отношений СССР и США — Карибский (ракетный) кризис22—28 октября 1962 г. Летом 1962 г. СССР по просьбе главы кубинского правительства Ф. Кастро разместил на острове ядерные ракеты средней дальности (радиус действия - 2 тыс. км). США высказали протест, объявили морскую и воздушную блокаду Кубы, привели войска в боевую готовность. Мир стоял на грани войны. В результате личных переговоров Н. С. Хрущев и Дж. Кеннеди достигли договоренности: СССР демонтирует свои ракеты, США вывозят ракеты с баз в Турции и Италии.

Разрешение Карибского кризиса положило начало новому потеплению отношений СССР с капиталистическими странами:

1963 г. — в Москве СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. (К договору присоединилось более 100 стран.) Отношения СССР со странами социалистического лагеря развивались в разных формах:

- в 1955 г. — создание Организации Варшавского договора (ОВД) — военно- политического союза СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии (тесное военно-стратегическое сотрудничество, координация внешнеполитических действий и международно-правовое обоснование
присутствия советских войск в Восточной Европе); безвозмездная помощь в экономической, военно-политической и культурной областях;

- жесткий контроль соблюдения основных принципов построения социализма вплоть до вооруженного вмешательства во внутренние дела (1956 г. — подавление антикоммунистического восстания в Венгрии);

- урегулирование ранее нарушенных отношений (в 1955 г. — Декларация с Югославией об экономическом и культурном сотрудничестве);

- осложнение и разрыв из-за политики десталинизации в СССР отношений с Китаем и Албанией (вплоть до выдвижения Китаем территориальных претензий к СССР).

Отношения СССР с развивавшимисяи освобождавшимисяот колониализма странами («третий мир») складывались в разных формах и особенно были широки со странами, выбравшими социалистическую ориентацию: идейная поддержка, дипломатические контакты, экономическая, военно-политическая, культурная помощь - широкий прием студентов в советские вузы и открытие в Москве в 1960 г. Университета дружбы народов (в 1961—1991 гг. — имени Патриса Лумумбы) для подготовки специалистов разного профиля; идейно-воспитательная работа (проведение в 1957 г. в Москве Всемирного фестиваля молодежи и спдентов).

Популярность Н. С. Хрущева в обществе, обусловленная его курсом на десталинизацию, резко снизилась в связи дефицитом продовольствия в 1963—1964 гг. Его реорганизация партийных и советских органов на промышленные и сельскохозяйственные и другие управленческие реформы вызывали недовольство партийно-чиновничьего аппарата (номенклатуры). В верхушке партии сложился заговор. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был обвинен в волюнтаризме, создании нового культа личности, ошибках во внешней политике и снят со всех занимаемых постов. Его место в партии занял Л. И. Брежнев.

Таким образом, «оттепель» — относительная либерализация внутренней (десталинизация) и внешней (опора на принцип мирного сосуществования) политики — была неглубокой и непоследовательной. Она сопровождалась прежними командно-директивными методами руководства, новыми серьезными ошибками в экономике, идеологическим нажимом на творческую интеллигенцию, продолжающимся противостоянием двух мировых общественно-политических систем.

После снятия Н. С. Хрущева в верхних эшелонах власти на время установилось коллективное руководство: Л. И. Брежнев — Первый (с 1966. г. Генеральный) секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин — Председатель Совета Министров СССР, А. И. Микоян (до 1965 г.), затем Н. В. Подгорный (до июня 1977 г.) — председатели Президиума Верховного Совета СССР. Однако в 1977— 1982 гг. высшая партийная и государственная власть перешла к Л. И. Брежйеву. В первой половине 1980-х гг. во главе СССР стояли: Ю. В. Андропов (1982—1984), К. У. Черненко (1984—1985) — также занимали по два высших партийно-государственных поста.

Основы СССР 1970—1980-х гг. закрепила Конституция 1977 г.

Деятельность Советского государства осуществлялась на основе выборности всех органов власти и сочетания единого руководства из центра с местной инициативой. Последняя постепенно все больше и больше ограничивалась.

Конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС.

Цель внутренней политикиисходила из нового теоретического положения, принятого КПСС на XXIV съезде 1971 г., о достижении в СССР развитого социализма как этапа на пути коммунистического строительства, построение которого откладывалось на длительный исторический период.

Экономикав 1965—1985 гг. развивалась по восьмому — одиннадцатому пятилетним планам.

Провозглашенная цель экономической политики— создать единый народно-хозяйственный комплекс, повысить эффективность общественного производства и производительности труда, выйти на 1-е место в мире по производству продукции на душу населения — имела яркий пропагандистский характер, но по ряду внутренних и внешних причин оказалась невыполнимой.

Для подъема экономики партия взяла курс на реформу управления.

В сельском хозяйствекак самом отстающем секторе экономики Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) предусматривал сочетание общественных и личных интересов колхозников и работников совхозов:

- повышение в 1,5—2 раза государственных закупочных цен;

- установление твердого плана государственных закупок на 1965-1970 гг.;

- введение 50%-ой надбавки за сверхплановую продажу сельхозпродукции;

увеличение капиталовложений и производства сельхозтехники;

- возможность развития личного (подсобного) хозяйства крестьян.

Принятые меры способствовали временному подъему сельского хозяйства и снижению остроты продовольственного вопроса.

Однако в 1970—1980-х гг. вновь наметился спад сельскохозяйственного производства, обусловленный: неэффективным использованием капиталовложений; сращиванием двух форм собственности (государственной — совхозной — с колхозной) административными методами; новыми ограничениями личного хозяйства крестьян.

Кризисное состояние снабжения населения продуктами питания пытались преодолеть с помощью Продовольственной программы(1982 г.) и развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР («новая целина»), начавшегося в 1974 г.

Однако это не дало ожидаемых результатов. Темп роста сельскохозяйственного производства к началу 1980-х гг. понизился до 1,4% (в 1960-х гг.-4,3%).

Продовольственные проблемы вынуждали правительство закупать зерно за границей.

В промышленностиПленум ЦК КПСС (сентябрь 1965г.) предусматривал меры («косыгинская реформа»)экономического стимулирования производства на основе возвращения к отраслевому управлению и сочетания государственного централизованного руководства с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий (хозрасчет):

- снижалось число плановых показателей, среди которых главным становился объем реализованной продукции;

- разрешалось за счет прибыли предприятия создавать фонды для выплаты премий и «13-ой зарплаты», строить ведомственное жилье, тратить часть заработанных средств на социально-культурные потребности работников предприятия.

Реформа 1965 г. дала импульс для развития народного хозяйства.Восьмая пятилетка (1965—1970 гг.) оказалась самой успешной за все годы советской власти. Однако в конце 1960-х гг. реформу начали постепенно сворачивать.

Общие черты положения в промышленности в девятой — одиннадцатой пятилетках (1970 - первая половина 1980-х гг.):

- централизованные, внеэкономические, командные методы управления,
покончившие с самостоятельностью предприятий;

приоритет оборонной промышленности и военно-промышленного комплекса (ВПК), позволивший добиться паритета в вооружениях с США;

- экстенсивный путь — расширение строительства по всей территории СССР гигантских топливно-производственных комплексов (ТПК), объединявших энергетику и промышленные отрасли.

- спад темпов производства промышленной продукции;

- из-за нехватки средств «замораживание» строительства многих важных
промышленных объектов (так называемые «долгострой» и «незавершенка»);

- эксплуатация природных ресурсов, опора на добывающие отрасли и экспорт (нефти и газа) для получения «нефтедолларов». Доля топливно- сырьевого экспорта увеличилась с 16% в 1960 г. до 54% в 1985 г. Падение цен на нефть на мировом рынке в середине 1980-х гг. стало одной из причин финансового и бюджетного кризиса.

Попытки интенсификации (внедрение новых технологий и наукоемких производств — электроника, кибернетика, робототехника, биотехнология) срывались из-за неэффективного руководства, недостатка финансирования (ВПК поглощал до 45% годового бюджета) и отсутствия материального стимулирования производительности труда. Покупке высоких технологий за рубежом препятствовали постановления американского конгресса, запрещавшего их продажу в СССР.

Социальная политикаобеспечивала:

- рост зарплаты малообеспеченным категориям тружеников;

- гарантированные пенсии и оплату труда колхозников;

- бесплатное образование и здравоохранение;

- различные социальные льготы;

- относительно высокие расходы на науку, спорт и другие сферы культуры;

- массовое жилищное строительство (по официальным данным к началу 1980-х гг. почти 80% семей получили бесплатные отдельные квартиры).

Однако застойно-кризисное состояние экономики и, главное, спад сельского хозяйства вызвали в 1980-х гг. дефицит и талонно-карточное распределение продуктов и предметов потребления.

Неспособность партийно-государственного руководства преодолеть экономическое отставание и массовое снижение уровня жизни населения, финансирование социальной сферы по «остаточному» принципу привели к:

- разочарованию в идеалах социализма и социальной апатии основной массы населения;

- инакомыслию среди интеллигенции, критике советского строя и методов управления, диссидентскомуи правозащитному движениям (главные идеологи — А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров, Р. А. Медведев, П. Г. Григоренко и др.).

От предложений по улучшению советской системы (середина 1960-х г, ^ диссиденты перешли к антикоммунизму и борьбе против советской государственности (конец 1960— 1980-е гг.).

Диссидентское движение развивалось в разных формах — в основном самиздатовские (бесцензурные) издания и критические публикации в иностранных средствах массовой информации (газеты, радио), малочисленные демонстрации против советской власти.

Идеи диссидентов пропагандировали западные СМИ и американское ЦРУ. О международной поддержке диссидентов свидетельствовали три Нобелевские премии, полученные А. И. Солженицыным (1974 г.), А. Д. Сахаровым (1975 г.) и И. А. Бродским (1987 г.).

Несмотря на узкую социальную основу (интеллигенция) и немногочисленность, диссидентство представляло идеологическую угрозу советскому строю. Для борьбы с диссидентами в КГБ создали специальное (пятое) Главное управление. Арестами, ссылками, политическими судебными процессами, помещением в психбольницы и лагеря, высылками за границу КГБ удалось снизить накал диссидентского движения к середине 1980-х гг., репрессировав почти всех лидеров оппозиционных, правозащитных и религиозных организаций.

Внешняя политика СССР в 1964 — первой половине 1980-х гг.значительно активизировалась.

Целивнешней политики СССР:

- создание международной стабильности и развитие миролюбивых контактов с ведущими капиталистическими странами;

- укрепление социалистического лагеря;

расширение международного влияния и попытки реализации геополитических интересов СССР на всех континентах земного шара.

В отношениях с Западом в 1965—1970-х гг. произошла «разрядка»международной напряженности. Поворот к ней обусловливал достигнутый к 1969 г. военно-стратегический паритет СССР и США. Основные события периода «разрядки»:

- 1966 г. — визит Президента Франции Ш. де Голля в СССР, подписание советско-французских соглашений о сотрудничестве в экономике, науке и технике, изучении и освоении космоса;

- 1968 г. — подписание СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, одобренного в 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН — участвует более 120 государств;

- 1970 г. — подписание Московского договора СССР и ФРГ об утверждении послевоенных границ; аналогичные договоры с ФРГ подписали ПНР, ГДР и ЧССР;

- 1971 г. — четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по берлинскому вопросу — о прекращении политической деятельности ФРГ в Западном Берлине;

- 1972-1979 гг. — серия договоров СССР и США, направленных на сдерживание гонки вооружений: 1972 г. — об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1); 1974 г. — об ограничении подземных испытаний ядерного оружия; 1976 г. — о запрещении и предотвращении подземных ядерных взрывов в мирных целях; 1979 г. — об ограничении всех видов ядерных вооружений (ОСВ-2);

- 1973—1975 гг. — Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ), закончившееся подписанием в 1975 г. в Хельсинки «Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (участвовало 33 европейских государства, США и Канада). Акт включал Декларацию принципов взаимоотношений между госу­дарствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силы; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; взаимовыгодное сотрудничество.

Двусторонние договоры СССР и США, Хельсинкский акт, совместный советско-американский космический полет в 1975 г. двух кораблей — «Союз» и «Аполлон» — составили эпоху разрядки международнойнапряженности.

Однако в конце 1970-х гг. начался новый этап гонки вооружений и конфронтации:

- 1978 г. — план США разместить в Европе нейтронное оружие, умерщвляющее все живое, но сохраняющее материальные ценности, свернут из-за массовых протестов;

- 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан и развертывание в связи с этим антисоветской кампании на Западе: отказ многих стран участвовать в XXII Олимпиаде в Москве (1980 г.), научно-технический бойкот СССР, дополнительное финансирование антисоциалистических сил в Восточной Европе, идеологическое наступление США и объявление СССР «империей зла»;

- 1983—1984 гг. — США разместили в Великобритании, ФРГ и Италии крылатые ракеты среднего радиуса действия («Першинг II» и «Томагавк»), нацеленные на СССР и его союзников; наметили развертывание плана стратегической оборонной инициативы (СОИ);

- 1984 г. — СССР по согласованию с правительствами ГДР и ЧССР разместил на их территории свои ракеты среднего радиуса действия (СС-20). «Холодная» война между СССР и Западом достигла своего апогея. Отношения СССР со странами социалистического лагерявключали:

- экономическое сотрудничество вплоть до объединения экономических систем на основе «Комплексной программы социально-экономической интеграции» (1971 г.) в рамках СЭВ;

- экономическую и военно-политическую помощь Северному Вьетнаму, оказавшую решающее значение в его борьбе против США и проамериканского Южного Вьетнама (1964—1972 гг.), а также в процессе объединения двух частей Вьетнама в единую Социалистическую Республику Вьетнам (1976 г.);

навязывание советской модели развития и диктат в международных делах («доктрина Брежнева» — ограниченный суверенитет социалистических стран, по определению западных политиков);

- меры для предотвращения распада мировой системы социализма — ввод войск ОВД в Чехословакию (1968 г.), пытавшуюся провести «обновление социализма» и выйти из социалистического содружества; вмешательство в политический кризис в Польше (конец 1970 — начало 1980-х гг.) во время выступлений профсоюза « Солидарность»;

- вооруженные столкновения с Китаем (1969 г. — на о. Даманский) и безрезультатные переговоры по территориальным вопросам (1969 — середина 1980-х гг.).

Отношения СССР со странами «третьего мира»достигли в 1960 — середине 1980-х гг. особого размаха, требовавшего многомиллиардных затрат, в конечном счете не окупившихся:

военно-политическая помощь и морально-политическая поддержка национально-освободительных движений и антиколониальной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки;

политические, экономические и культурные связи с освободившимися странами, особенно с выбравшими путь социалистической ориентации.

Расширение влияния СССР в «третьем мире» наталкивалось на противодействие западных капиталистических стран и Китая, имевших здесь свои политико-стратегические интересы.

Вмешательство СССР в афганскую гражданскую войну (1979— 1989 гг.) вызвало его изоляцию на международной арене, осуждение большинством членов ООН советского «метода» решения афганского вопроса и обострение «холодной войны». Попытка изменения в Афганистане международного баланса сил в пользу социализма дорого стоила советскому народу — 14,5 тыс. убитых военнослужащих, более 135 тыс. раненных, искалеченных и больных, около 40 млрд долл., изъятых из советского

бюджета, и ухудшение образа Советского Союза как неустанного борца за мир.

Во внутренней политике СССР к началу 1970-х гг. добился некоторого повышения благосостояния советских людей. Однако свертывание «косыгинской реформы» показало, что возможности развития экономики по советской модели с ее директивным планированием и командными методами управления уже исчерпаны. К середине 1980-х гг. СССР вплотную подошел к необходимости изменения социально-экономической системы, которую начала осознавать часть партийно-государственной бю­рократии.

Международная «разрядка» в 1970-х гг. создала условия для укрепления влияния СССР на мировой арене. Однако новый виток гонки вооружений в конце 1970 — середине 1980-х гг. подорвал экономику страны, вызвал в ней кризисное состояние.

В мировой социалистической системе к середине 1980-х гг. обозначилась тенденция к росту внутренних противоречий и распаду, для предотвращения которого СССР использовал военную силу.

Свой статус сверхдержавы СССР поддерживал за счет развития военно-промышленного комплекса, расходы на который не позволяли в полной мере выполнить поставленные цели внутренней политики.

Термины и понятия:

 

«Ленинградское дело»- общее название серии «дел», сфабрикованных в конце 1940-х — начале 1950-х гг. по обвинению ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников в измене Родине и намерении превратить Ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК. Н.А. Вознесенский, М.И. Родионов, А.А. Кузнецов, П.С. Попков, Я.Ф. Капустин, П.Г. Лазутин приговорены к расстрелу, остальные — к длительным срокам тюремного заключения. Одновременно сменено партийно-административное руководство Ленинграда. Все осуждённые реабилитированы, большинство посмертно.

Космополитизм- (греч.СозтороШез - гражданин мира) - теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода.

Культ личности- чрезмерное квазирелигиозное возвеличение определенной личности до ее обожествления.

Репрессия(позднелат. гергеззю - подавление, от лат. герпто - подавляю), наказание, применяемое государством.

«Трумэна доктрина»- внешнеполитическая программа правительства США, изложенная в послании президента Г. Трумэна конгрессу в марте 1947. Доктрина приобрела силу закона после утверждения соответствующего законопроекта конгрессом и подписания его президентом в мае 1947. Предусматривала выделение в 1947-48 финансовом году 400 млн. долларов для оказания «помощи» Греции и Турции под предлогом «коммунистической опасности», якобы угрожающей этим странам. Доктрина преследовала цель оказывать непрерывный нажим на СССР и страны соцлагеря.

«Холодная война»— мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945-1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре. 5 марта 1946, выступая в присутствии

президента США Трумэна в Фултоне, У.Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

Персоналии:

 

Хрущёв Никита Сергеевич (1894 - 1971)- политический и государственный деятель. С 1931 на партийной работе в Москве. В 1939—64 член Политбюро (Президиума) ЦК партии. Один из организаторов репрессий второй половины 30-х гг. в Москве административных, партийных, профсоюзных работников, руководителей промышленных предприятий и учреждений, деятелей науки и культуры, рабочих и служащих. В 1953—64 первый секретарь ЦК КПСС. На XX (1956) и XXII (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой культа личности и деятельности И.В. Сталина; осудил политические репрессии 1930-х — начала 50-х гг., был одним из главных инициаторов реабилитации жертв репрессий и «оттепели» во внутренней и внешней политике. Предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения. Вместе с тем политика Хрущёва отличалась непоследовательностью и прожектёрством. Недовольство высшего партийно-государственного аппарата ор| шизационной и кадровой политикой Хрущёва привело к смещению его со всех партийных и государственных постов.

Маленков Георгий Максимилианович (1901-1988)- политический деятель. С марта 1946 г. входил в состав Политбюро ЦК партии. В 1950-1952 стал вторым по значению человеком в партии после Сталина. Курировал сельское хозяйство, занимался также вопросами промышленности и идеологии. После смерти Сталина в марте 1953 Маленков стал практически преемником умершего. Он возглавил Совет министров в качестве его председателя, то есть, официального главы правительства СССР. В результате политической борьбы в феврале 1955 он на посту председателя правительства был заменен Николаем Булганиным. В 1957 г. «оппоненты Хрущева», в число которых входил и Маленков, были объявлены «антипартийной группой» на пленуме ЦК КПСС. Ожесточенная схватка за власть закончилась его поражением. Маленков лишился поста члена Президиума ЦК и был отправлен руководить электростанциями в провинции. В 1961 его отправили на пенсию и исключили из КПСС.

Берия Лаврентий Павлович (1899—1953)- политический и государственный деятель. В 1938—45 нарком (в 1953 министр) внутренних дел. В 1946—53 член Политбюро (Президиума) ЦК партии. Входил в ближайшее политическое окружение И.В. Сталина. Один из активных организаторов массовых репрессий 1930-х — начала 50-х гг. В июне 1953 выведен из ЦК КПСС, исключён из партии, снят со всех государственных постов, арестован по обвинению в шпионаже и заговоре с целью захвата власти, объявлен агентом иностранных спецслужб. По приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР в декабре 1953 расстрелян.

Брежнев Леонид Ильич (1906—1982)- политический и государственный деятель. В 1950-60-е гг. - секретарь ЦК КПСС, председатель Совета обороны СССР. Член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС с 1957. Один из организаторов смещения Н.С. Хрущёва (1964). В период пребывания Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества («эпоха Брежнева» получила в литературе название «застой»). Периоды ослабления напряжённости в международной обстановке, связанные с заключением серии договоров с США, ФРГ и другими странами, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резким обострением международных противоречий; была предпринята интервенция в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979).

Хронология:

 

20 ноября 1945 г.- открылся судебный процесс в Нюрнберге над германскими военными преступниками

1946 г. - отраслевые наркоматы реорганизованы в министерства

1947 г. - денежная реформа

1950 г.- восстановлена смертная казнь Март 1953г. - смерть Сталина

1956 г.- XX съезд КПСС, на котором Н. С. Хрущев выступил с докладом, осуждавшим культ личности Сталина

1957г. - Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1961 г.- денежная реформа

1961 г.- Берлинский кризис

Октябрь 1962 г.- Карибский кризис

1965 г. - «косыгинская реформа», давшая импульс развитию народного хозяйства

1977 г. - принятие Конституции

1979 г. - ввод советских войск в Афганистан


 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:382

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.