Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 3. Нормативное регулирование конфликтов

Предвидеть развитие внутригруппового и межгруппового вза­имодействия невозможно как без знания общих закономернос­тей существования и функционирования неформальных групп, так и без учета значимости групповых норм. Конфликт норм час­то становится причиной неприятия нового члена в группе или раскола уже сложившейся социальной группы.

Нормы, обеспечивая предсказуемость поведения членов кол­лектива, позволяют каждому стандартно реагировать на ситуации, не задумываясь, не рискуя попасть в неловкое положение самому или поставить в него других. С этой точки зрения нормы оказы­ваются фактором стабилизации отношений, избавляют человека от тревог и неопределенности. Длительное пребывание в среде с незнакомыми или чужими нормами нередко приводит к нервным перегрузкам, которые могут вызвать болезни сердечно-сосудис­той системы, желудочно-кишечного тракта, неврозы и т.д.

Утверждение единых для групп норм поведения и отношения к окружающему обеспечивается механизмом формирования и раз­вития неформальной группы. На первом этапе, когда члены груп­пы мало знакомы друг с другом, каждый руководствуется в своем поведении собственными, вынесенными из прошлого опыта нор­мами. В процессе взаимодействия участники группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого. Если нормы оказы­ваются достаточно схожими, начинается процесс их сближения, поскольку сходство индивидуальных норм вызывает чувство вза­имной симпатии.

Одновременно с процессом формирования норм усиливается групповое давление. Группа начинает применять негативные сан­кции в отношении тех членов, которые в своем поведении откло­няются от групповых норм. Сначала нарушитель получает кос­венные сигналы неодобрения (прохладное отношение, косые взгляды и т.п.). Затем нарушителю начинают открыто высказы­вать недовольство и требовать соблюдения групповых правил и традиций. В крайнем случае с нарушителем перестанут считать­ся, сделают его объектом насмешек.

Когда система норм сформировалась, все стороны производ­ственной жизни коллектива оказываются под контролем группы. В организованных группах существуют специальные роли конт­ролеров. В стихийных группах некоторые индивиды выполняют эту роль спонтанно. Большинство групп имеют «цензора», хра­нителя норм.

Групповые нормы, касающиеся неформального общения, скла­дываются, как правило, стихийно. Они представляют собой стан­дартные правила поведения, которых придерживаются участники группы.

Конфликт, как и всякое отношение между людьми, регулиру­ется нормами общественного поведения. При этом действуют нор­мы различного рода: нравственные, религиозные, правовые, политические. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок, раз­решение конфликтов и тем самым является эффективным средством функционирования развитых организационно-экономических систем. Использование норм для урегулирования конфликтов имеет свои особенности, так как они действуют в специфической обстанов­ке, в процессе противоборства сторон.

Наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. И это естественно, по­скольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нрав­ственные представления о добре и зле, правильном и неправиль­ном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядоч­ности, вознаграждении и наказании и т.п. В их свете уже сам конфликт и его участники получают нравственные оценки. Од­нако эти оценки неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны.

В результате конфликт и его причины нередко расцениваются по-разному не только его участниками, но и окружающими, что, в свою очередь, способно расширить масштабы развертывающе­гося конфликта и вызвать новые столкновения. Примером может служить отношение населения некоторых регионов к межнацио­нальным конфликтам, в которых одна часть жителей видит недопу­стимое нарушение прав человека, а другая — законное утверждение своего национального достоинства и суверенитета.

Нравственные нормы обычно нигде не записаны и вообще чет­ко не сформулированы. Обращение к ним в практике урегулиро­вания конфликтов встречается еще редко.

Конфликтная ситуация может регулироваться и религиозными нормами. Это особенно характерно для тех религий, например ис­лама, в которых религиозные правила распространяются помимо церковных отношений на широкую область гражданской жизни — брак, семью, обучение и др. Конфликт может иметь и межрелиги­озный характер. В этом случае регулирова­ние конфликта существенно затрудняется, поскольку соблюдение самих по себе религиозных норм становится уже недостаточным.

Важное значение для управления конфликтами имеют право­вые нормы. В отличие от нравственных и религиозных правил пра­вовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействием общественных настроений и пристрастий. Это относится и к кон­фликтам, подпадающим под действие норм международного права. Правовая норма, как и любая другая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

• информационное воздействие — норма предлагает индивиду­уму варианты поведения, одобряемые государством, предупреж­дает о последствиях того или иного поступка;

• ценностное воздействие — норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;

• принудительное воздействие — норма обладает силой при­нуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, на­чинают функционировать учреждения и должностные лица, за­нятые применением права.

Политические нормы не имеют юридического характера. Тот или иной конфликт, включая международный, может или должен быть улажен мирными политическими средствами: через переговоры, взаимные уступки и другие акции, в том числе и не оформляемые в юридическом порядке. Существуют нормы поведения полити­ческих партий, движений и других общественных организаций. К такого рода нормам относятся и устные договоренности между руководителями государств.

Нормативный характер имеют и различного рода правила, вы­рабатываемые для регулирования самого разного рода отношений. Например, в спорте существуют правила проведения различных соревнований. Некоторые из соревнований, игр по форме близ­ки к реальным конфликтам, являясь их своеобразными имитаци­ями, искусственно создаваемыми и общепризнанными (бокс, шахматы, футбол и др.). Само участие в этих «конфликтах» — удо­вольствие для сторон и болельщиков. Но правила их проведения должны строго соблюдаться, чтобы предупреждать действитель­ные конфликты.

В ряде западных стран в целях предупреждения конфликтов распространено включение в договоры, заключаемые между фир­мами и частными лицами, специальных пунктов, предусматри­вающих порядок разрешения возникающих споров.

Так, Амери­канская ассоциация судей рекомендует при подготовке любого делового контракта предусмотреть: письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласия; с самого начала раз­ногласия желательно привлекать помощника или консультанта; использовать любые попытки примирения; обеспечить достаточ­но высокий уровень лиц, ведущих переговоры; определить этапы переговоров, а в случае неудачи переговоров — определить арбит­ра, а также судебный или иной порядок рассмотрения спора. Несомненно, такие меры предупреждают спонтанный конфликт, удерживают стороны от непродуманных поступков.

Влияние нормы на поведение участников конфликта можно рассмотреть на примере правовой нормы, механизм воздействия которой хорошо известен. Он реализуется через посредство не­скольких каналов.

Это, во-первых, информационное воздействие: норма предла­гает индивидууму (социальной группе) варианты поведения, одоб­ряемые государством, предупреждает о последствии того или ино­го поступка. Во-вторых, норма оказывает ценностное воздействие, так как декларирует ценности, признаваемые обществом и госу­дарством. В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее требования.

Право воздействует на причины конфликта, его возникнове­ние (конфликтную ситуацию), развитие и разрешение, а также на последствия конфликта, их влияние на участников конфликтно­го столкновения. Причины конфликта поддаются нормативному регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точ­ки зрения влияния на объективные обстоятельства, способству­ющие его появлению.

Приведем пример. Некто А. вступил в ссору со своим начальником Б. из-за того, что был, по его мнению, несправедливо лишен премии. В учреждении, где они работали, порядок премирования сотрудников не был оформлен докумен­тально и решения руководства о поощрении нередко вызывали недовольство. Четкое определение порядка и оснований премирования сняло бы напряжен­ность в коллективе.

Законный путь разрешения почти любого конфликта всегда су­ществует (например, обращение в суд). Но во многих случаях кон­фликтующие стороны стремятся избежать суда или вмешательства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятель­но и притом, естественно, в свою пользу. Вместе с тем, вступая в отношения между собой, люди должны считаться с принятыми в той или иной среде условностями, правилами поведения.

Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случа­ях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная стороны или были нарушены общественные либо госу­дарственные интересы. Если А., вымогая премию, все же добился того, что Б. подписал приказ о его премировании, хотя для этого не было основания, такой приказ в принципе подлежит отмене. Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности негибки, а подчас чреваты новыми конфликтами. Це­лесообразно использовать такие способы их предотвращения, как взаимопонимание, переговоры, обычное общение в таких облас­тях, как семья, соседство, окружающая среда, социальная защи­та. Все чаще для решения споров привлекаются не юристы, а по­средники, консультанты, специалисты-психологи.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:790

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.