Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопросы для обсуждения

Современные концепции позитивно-функционального конфликта, конфликтной модели общества, всеобщности социального конфликта, общей теории конфликта. Многообразие методологических подходов к раскрытию сущности и предназначения конфликтов. Обусловленность возрастания интереса к теоретическим и практическим аспектам конфликтологии в нынешней России.

 

Важное место в разработке теоретических аспектов исследова­ния конфликтов заняла структурно-функциональная модель орга­низации, обоснованная американским социологом Толкоттом Парсонсом. Вслед за Спенсером и не без влияния Сорокина (тот в 1922 г. вынужденно покинул Россию, обосновался в США, где с 1930 г. возглавил им же созданный социологический факультет Гар­вардского университета) он рассматривал общество как систему от­ношений между людьми, связующим звеном которой являются нор­мы и ценности. Парсонс следовал следующим положениям: а) лю­бая социальная система представляет собой относительно устойчивую, стабильную и хорошо интегрированную структуру; б) каждый эле­мент этой системы имеет определенную функцию, внося тем са­мым вклад в поддержание ее устойчивости; в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и ин­теграцию.

 

По Парсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в са­мом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социаль­ной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей куль­туры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внут­ренними физиологическими потребностями организма и потреб­ностями человека в социальных отношениях.

Парсонс понимал социальную систему как определенного типа коллективность, предъявляющую четыре функциональных тре­бования: адаптацию к внешним объектам, целедостижение, ин­теграцию подсистем, воспроизводство структурных форм норма­тивно-ценностного образца. При этом считалось, что адаптацию обеспечивают экономические отношения, достижение цели — политические условия, интеграцию — правовые нормы и обычаи, воспроизводство структуры — социальные институты, верования и мораль.

Весьма существенно то, что признавались внутренняя проти­воречивость социальной системы и, следовательно, реальность воз­никновения конфликтов. Но в целом Парсонс выступал за под­держание «гармонического», т.е. бесконфликтного отношения между элементами системы. Конфликт представлялся ему соци­альной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.

Близкую с Парсонсом точку зрения на природу и преодоление конфликтов высказывали представители так называемой индус­триальной школы в социологии управления с ее доктриной «человеческих отношений», популярной в 1930—1940-е гг. Конфликты рассматривались ими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние общественного равновесия и сотрудничества.

Например, Элтон Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал, сколь важны, с одной стороны, взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведе­ния, а с другой — несовместимость самой природы человека с жест­кой иерархией подчиненности в строго регламентированной орга­низации. Результатом исследований стали последовавшие руко­водителям индустриальных предприятий рекомендации:

• держать равновесие на людей в большей степени, нежели на выпуск продукции;

• идти смелее на замену индивидуального вознаграждения групповым (коллективным);

• дополнять экономическое стимулирование социально-пси­хологическим, имея в виду поддержание благоприятной мораль­ной атмосферы, повышение удовлетворенности работой, следова­ние демократическому стилю руководства;

• использовать такие средства повышения производительнос­ти, как «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих», паритетные отношения с профсоюзами и т.п.

Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали со­циологи известной Чикагской школы.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:500

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.