Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Правовое регулирование социального и экономического партнерства в современной России.

Опыт налаживания партнерских отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

Можно выделить три модели, представляющие наибольший интерес в свете проблем российского рынка труда.

Европейская модель характеризуется высоким уровнем правовой защищенности работника, жесткими нормами тру­дового права, ориентированными на сохранение существую­щих рабочих мест, жестким отраслевым тарифным регулиро­ванием, относительно высоким законодательно устанавлива­емым минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно небольшой дифференциацией размеров оплаты. Эта модель переживает серьезный кризис, выражающийся прежде всего в высоком уровне безработицы, затрудненном доступе на рынок труда молодежи и лиц с невысоким уровнем квалифи­кации, подрыве стимулирующей роли оплаты труда, снижении темпов экономического роста.

Англосаксонская модель (Великобритания, США, Австра­лия) характеризуется большей сближенностью трудового и гражданского права, большей свободой работодателя в отно­шениях найма и увольнения, преобладанием коллективно-до­говорного регулирования на уровне предприятия и фирмы, а не отрасли или региона, большей подвижностью рабочей силы, большей дифференциацией в оплате труда при ограни­ченном использовании законодательно устанавливаемого уров­ня минимальной оплаты. Эта модель связана с более динамич­ным созданием новых рабочих мест, меньшей безработицей, более высокими темпами экономического роста. Вместе с тем данная модель приводит к увеличению дифференциации до­ходов среди лиц наемного труда и относительно низкому уров­ню оплаты труда для работников низкой квалификации.

Китайская модель сочетает жесткое регулирование трудо­вых отношений и относительно высокую социальную защищен­ность работников в государственном секторе, а также полное отсутствие правового регулирования в частном и концессион­ном секторах. Значительный потенциал сельского производства и избыточной рабочей силы создал мощный начальный толчок экономическому росту и созданию рабочих мест, а также дал правительству возможность постепенной реорганизации неэф­фективного государственного сектора, занимающего относи­тельно небольшую долю в экономике страны. Эта модель ус­тойчива в условиях восходящей стадии индустриализации, по­стоянного давления на рынок труда абсолютно избыточного населения и жесткого авторитарного политического режима.

 

В 90-х гг. XX столетия в России были приняты несколько важнейших законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимую правовую базу развития систе­мы социального партнерства (Трудовой кодекс РФ, законы РФ).

Раздел 2 Тру­дового кодекса РФ посвящен социальному партнерству. В за­конодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными объединениями тру­дящихся. Наряду с принципами сотрудничества, взаимодей­ствия в партнерских отношениях признаются конфронтация и борьба, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения возникаю­щих противоречий.

В России разработана необходимая правовая база разви­тия процесса социального партнерства. Однако перечень за­конодательных документов еще не в полной мере отвечает потребностям многоукладной экономики. Для успешного раз­вития системы партнерских отношений необходима тщатель­но продуманная и сбалансированная политика в области за­работной платы, в сфере занятости населения и формирую­щегося рынка труда, а также в других важнейших направлениях социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство предполагает эффективную об­ратную связь между органами власти и населением, достига­емую с помощью гласности и обязательности реакции власт­ных структур на критические выступления общественности. Представляется необходимым широкое распространение опы­та создания общественных консультативных, экспертных со­ветов, комиссий при органах власти на федеральном, регио­нальном и местном уровнях, занимающихся проблемами раз­вития партнерских отношений.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:507

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.