Все социальные группы конфликтуют «по-своему». Особенности межгрупповых конфликтов зависят от размера группы, ее организованности и сплоченности, сферы развертывания конфликта, его предмета и т.д. Знание этих особенностей важно для конфликтологии, поскольку в ее задачи входит составление рекомендаций по разрешению конфликтов. А их действенность в немалой степени зависит от учета специфики конфликтов. Видов межгрупповых конфликтов очень много.
Единого способа классификации конфликтов пока так и не сложилось, так как слишком много существует оснований их подразделения, каждое их которых имеет свой резон.
Для межгрупповых конфликтов наиболее простыми и рациональными представляются два критерия их дифференциации: по субъектам и по объекту конфликта. Ведь всякий конфликт, в том числе и межгрупповой, — это прежде всего отношение между противоборствующими сторонами. А общественные отношения именно так и классифицируются в социальных науках: по субъекту (кто вступает в отношения) и по объекту (по поводу чего данное отношение возникает). Хотя два указанных ряда отношений и различны, так как выделены по разным основаниям, но они могут и взаимопересекаться.
Классовые отношения, например, ясно отсылают нас к первому основанию: кто, какие именно социальные группы соотносятся. Но если поинтересоваться сутью классовых отношений и выяснить, какого типа эти отношения — экономические, политические, идеологические — ответ будет комплексным: и те, и другие, и третьи. Поскольку отношения между классами складываются и по поводу собственности на средства производства (экономические), и по поводу завоевания государственной власти (политические), и в части отстаивания идеологических ценностей (идеологические).
Другой пример — национальные отношения. Название свое они получают по субъекту (соотносятся нации), а содержание — по объекту, то есть по поводу чего они складываются. Если национальные группы делят материальные ресурсы, отношения между ними становятся экономическими, если — власть и территорию, то политическими, и т.д.
Та же история и с межгрупповыми конфликтами. Их можно формально разделять по субъектам конфликтных отношений. Кто, собственно, конфликтует: классы, сословия, нации, профессиональные группы, отраслевые, территориальные, элитные, демографические и пр. Получится соответствующая группировка конфликтов:
• классовые;
• сословные;
• национальные;
• территориальные;
• социопрофессиональные;
• элитистские;
• поколенческие (отцы и дети);
• родовые, или клановые, и т.д.
Но содержание этих конфликтов задают не группы как таковые, а то, что их разделяет, то есть объект конфликта. А таковыми, как мы помним, выступают по большей части три вещи: ресурсы, статус и ценности. Соответственно, получаем три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности:
(1) социально-экономические (делим ресурсы);
(2) политико-правовые (делим власть и влияние);
(3) духовно-идеологические (навязываем свои ценности). Внутри каждого из этих видов конфликтов далее можно выделять внутренние градации по самым различным основаниям:
• по степени проявленности (явные и скрытые);
• по степени осознанности (осознанные адекватно или неадекватно);
• по характеру целей (конструктивные и деструктивные);
• по итогам для каждой из сторон (конфликты с «нулевой суммой»: выигрыш — проигрыш, или с «ненулевой суммой»: выигрыш — выигрыш);
• по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные);
• по степени структурированности и институциализации (полностью или частично);
• по способам регулирования (управление, согласование, разрешение) и пр.
Таких оснований дифференциации конфликтов существует великое множество. Даже кратко все их описать здесь не представляется возможным. Поэтому мы охарактеризуем лишь несколько наиболее крупных и актуальных для сегодняшнего дня видов межгрупповых конфликтов.
Это конфликты в социально-трудовой сфере, в политической сфере (внутриполитические, межгосударственные), в сфере межэтнических отношений, в социально-культурной сфере ( цивилизационные).
В условиях перехода к рынку и частного предпринимательства, экономического и социального кризиса особое значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта.
Организации, как известно, состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты возникают между:
• структурными подразделениями;
• группами сотрудников одного подразделения;
• руководством организации и персоналом;
• администрацией и профсоюзами.
В основе межгрупповых конфликтов лежат самые разнообразные причины. Это может быть борьба между группами за распределение и перераспределение различного вида ресурсов, за специфические интересы и цели, за лидерство и т.д. Даже в самых богатых и крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности кажутся более обоснованными.
При всем многообразии современных межгрупповых конфликтов, большинство из них имеют тенденцию как бы стягиваться в одну точку – к центру политической, государственной власти. Если конфликт между любыми социальными группами достаточно серьезен, то рано или поздно он «вырастает до размеров» политического. Структура и социальная организация нынешнего общества настолько сложны и прихотливы, что государство просто не может не регулировать экономические, социальные (медицина, образование, весь «соцкультбыт») и даже духовные процессы. Складывающиеся в этих сферах «группы интересов» не без оснований усматривают в политических институтах самое действенное и надежное средство решения своих проблем.
В чем-либо ущемленная социальная группа (шахтеры, фермеры, олигархи, нацменьшинства) видит, как правило, один путь улучшения своего положения: четкая артикуляция своих интересов, создание собственной организации, продвижение своих кандидатов во власть или давление на нее любыми разрешенными способами. Таким образом, даже обычный социально-трудовой конфликт может приобрести политическую окраску. Поэтому политические конфликты неизбежно оказываются преобладающими в современном обществе.
Конфликты межэтнические тоже в последнее время оказались на виду, хотя, казалось бы, процесс образования наций в основном давно завершился. Конфликты этого типа (выделенные по субъектам конфликтных отношений) по системным основаниям вроде бы раскладываются на традиционные составляющие: экономическую, политическую и ценностно-духовную. Причем главной из них, как правило, оказывается политическая — обретение этнической группой собственной государственности.
Однако дело осложняется тем, что в таких конфликтах (в отличие от классовых или социопрофессиональных) на первый план выходит один из видов базовых групповых потребностей — потребность в идентичности, то есть в сохранении целостности и специфичности самой группы (этноса). И порою трудно понять, где в национальных конфликтах цель, а где — средства.
То ли национальные лозунги используются лишь как средство для передела экономических ресурсов и политической власти, то ли наоборот — ресурсы и власть нужны группе исключительно как средство утверждения национальной самобытности. Так или иначе, но национальные конфликты демонстрируют в конце XX — начале XXI века явную тенденцию к обострению.
Проблема цивилизационных конфликтов — относительно нова для конфликтологической мысли. Ее постановка вызвана к жизни стремительно набирающей силу тенденцией к обретению человечеством статуса единого, целостного сообщества. Если ранее разделенные географически цивилизации могли существовать относительно (а в древности — и абсолютно) автономно, не обращая внимания друг на друга, то ныне такой возможности уже нет.
Образование мировых рынков, становление мировою политического порядка (с ростом авторитета международных организаций типа ООН и международного права), возникновение единого информационного пространства — все это неизбежно делает современный мир целостным и взаимозависимым. И проблемы у такого мира соответственные — глобальные (экологические, демографические, ликвидации экономической отсталости и пр.). Их не то что в одиночку, но даже отдельным группам стран не решить — только всем вместе.
Однако после окончания «холодной войны» все отчетливее проявляются разногласия в социально-культурной сфере, линия конфликтов обозначилась между группами стран с различной культурой, в частности между христианскими и исламскими государствами. 11 сентября 2001 года (взрыв Всемирного торгового центра в Нью-Йорке) стало точкой отсчета нового открытого противостояния между Востоком и Западом. |