Основой образования социальной группы, как уже было отмечено выше, является общность условий существования людей. Но сама по себе общность положения индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое. Ведь это всего лишь «одинаковость» их социальных позиций, а не единство. Единство рождается тогда, когда группа, ясно или не очень, но осознает общность своих потребностей и интересов.
Но что такое групповая потребность?Это просто механическая сумма потребностей входящих в нее людей? Не совсем. Потребности индивида ныне принято классифицировать по А. Маслоу, разделявшего их на следующие уровни: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самореализации.
Исходными являются, безусловно, физиологические потребности — в пище, воде, здоровье и т.п. Но можно ли такие потребности приписывать социальной группе? Впрямую, конечно, нет: группа как таковая ничего не ест и не пьет, это делают конкретные индивиды.
Однако в условиях сложившегося разделения труда люди, входящие, например, в группу ремесленников, смогут что-нибудь поесть, только если обменяются продуктами своего труда с группой земледельцев или охотников. Значит, нужны гарантии, что такой обмен состоится и будет по возможности эквивалентным.
Вот это-то и есть групповая потребность - не в еде как таковой, а в таком способе организации социальной жизни (распределения пищевых и прочих ресурсов), который гарантировал бы каждому члену группы «и стол, и дом».
Аналогична история и с прочими потребностями: в безопасности, социальные и пр. Так что потребности групповые отличны от индивидуальных, хотя по структуре своей в принципе те же самые.
Групповые потребности как бы надстраиваются над индивидуальными, подчиняя их себе: удовлетворение индивидуальных потребностей оказывается возможным только в том случае, если удовлетворены потребности групповые. Проще говоря, индивид выживет, если выживет род. Но не наоборот.
Удовлетворение своих потребностей и составляет смысл деятельности социальной группы. Здесь же коренится и самый глубинный источник межгрупповых конфликтов: неудовлетворенная потребность (физиологическая, безопасности, социальная и пр.).
Однако потребность сама по себе — это всего лишь рассогласованное отношение со средой обитания, состояние нужды в чем-либо. Чтобы стать источником действия (в том числе и конфликтного), она должна быть осознана. Кроме того, должен быть обнаружен и способ удовлетворения потребности (пусть даже и иллюзорный — потребность в безопасности, например, вполне может заставить искать покровительства «небесных сил»). Если эти условия соблюдены, значит у группы сформировался социальный интерес– одна из важнейших движущих сил ее действий, а столкновение интересов — видимой пружиной межгруппового конфликта.
Социальный интерес органически связан с потребностями данной общности. Но если потребности направлены прежде всего на предмет удовлетворения, на определенную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение указанных выше потребностей [37].
Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми.
Привычные, устоявшиеся интересы, признанные в общественном мнении и не подлежащие обсуждению, приобретают вид законных интересов. Попытки ущемления этих интересов воспринимаются как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, и даже государств. Ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп и общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей.
Социально-групповые интересы сталкиваются на трех проблемных «полях», представляющих собой:
(1) материальные ценности (прежде всего различные ресурсы: экономические - финансы, техника, технологии, продовольствие; силовые; информационные и пр.);
(2) социальные ценности (статус, престиж, авторитет, награды и др.);
(3) социокультурные (духовные) ценности (религиозные, нравственные, консервативные, либеральные, этнические и т.д.).
Эти три «яблока раздора» и составляют объектмежгрупповых конфликтов.
Распределение ресурсов, соотношение статусов, приверженность тем или иным духовным ценностям — весьма подвижные элементы социальной организации жизни. Их сиюминутное состояние определяется соотношением сил заинтересованных социальных групп. И если какая-либо группа осознает свою ущемленность по одному из этих параметров, это значит, что она «готова к конфликту».
В динамике развертывания межгруппового конфликта может быть выделено несколько стадий:
- появление конфликтной ситуации (возникновение противоречий, объективных отношений, составляющих основу конфликта);
• осознание сторонами несовместимости своих целей и интересов;
• выбор путей достижения целей каждой из сторон;
• стадия прямого конфликтного взаимодействия;
• завершение конфликта.
|