Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Понятие о межличностном конфликте. Симптоматика межличностного конфликта. Едва ли среди нас найдутся те, кому ни разу в жизни не пришлось участвовать в каком-то конфликте. Иногда человек сам становится инициатором конфликта с одним или несколькими из окружающих его людей, иногда он оказывается вошедшим в конфликт неожиданно для самого себя и даже против собственного желания. Нередко бывает и так, что обстоятельства заставляют человека втягиваться в конфликт, разгоревшийся между другими людьми, и ему приходится волей неволей выступать то ли в роли защитника одной из них, хотя, может быть, ему не хочется ни того, ни другого. Во всех ситуациях такого рода можно заметить два взаимосвязанных аспекта. Первый – это содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия. Второй же – это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и на друг друга. Вот эта-то вторая сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов – в отличие от конфликтов социальных, политических и др.

Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей.

Если говорить о реальных межличностных конфликтах, то наиболее очевидными их проявлениями выступают взаимные обвинения, споры, нападки и защита. Каждый участник конфликта при этом стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Конфликт может начаться в связи с каким-то одним конкретным поводом, но потом постепенно разрастаться и захватить различные стороны отношений между людьми. При этом в межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.

Классификация межличностных конфликтов.

1. По сферам существования конфликты делятся на: деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Типичными примерами здесь могут быть конфликты между подчиненными и начальниками – управленцами, владельцами (вертикальные), между сотрудниками в организации (горизонтальные).

2. По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные). Обычно в конфликтах конструктивная и деструктивная стороны сосуществуют, как две стороны у монеты. Указанные типы конфликтов различаются тем, какая из этих сторон преобладает.

Конструктивная сторона межличностных конфликтов состоит в том, что они могут вести к прояснению взаимоотношений между сторонами и нахождению способов улучшения как поведения, так и личностных качеств участников конфликта. Конструктивные последствия межличностных конфликтов могут проявиться, например, в создании общности людей, причастных к решению проблемы; в расширении сферы сотрудничества на другие области; в том, что скорее происходит процесс самосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.

Деструктивная сторона межличностных конфликтов проявляется тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методом борьбы, стремиться психологически подавить партнеров, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление с другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения, наносится вред здоровью. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы; болезненные формы выхода из конфликтной ситуации.

3. По критерию реальности или истинности-ложности различают:

– «подлинный» конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно;

– «случайный» или «условный» конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами;

– «смещенный» конфликт – когда имеется ввиду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного;

– «неверно приписанный» конфликт – между сторонами, ошибочно понявшим друг друга и неверно истолковывающими проблемы;

– «латентный» конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

– «ложный» конфликт – когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

Источники межличностного конфликта. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций и психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия. Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеется в виду потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости и т.д. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми.

Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты. Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т.д.). Ценностные конфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.

Линкольн выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1. Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:

– неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;

– слухи, невольная дезинформация;

– преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;

– ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточных переводов и сообщений СМИ;

– нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;

– интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно» и т.д

– посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил порядка действий, стереотипов и т.п.

2. Поведенческие факторы – это неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. Факторы, вызывающие конфликт: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма.

3. Факторы отношений – это неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Важнейшими факторами являются:

– вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;

– важность отношений для каждой из сторон;

– совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личного общения;

– различия в образовательном уровне, классовые различия;

- ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон

4. Ценностные факторы – это принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Обычно они описываются так:

– личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

– групповые (профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;

– способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;

– религиозные, культурные, региональные и политические ценности;

– традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания.

5. Структурные факторы – это относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т.п. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств. Любой межличностный конфликт развертывается на фоне структурных факторов, которыми являются внешними по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. Различают такие факторы, как власть, политические партии и течения, различные социальные нормы, право собственности, религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы, географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Конфликт личности и группы. Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми. Часто человек, не находя ответа на волнующие его проблему, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате начинает вести себя неадекватно.

Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения и другого уровня – межгрупповые, межинституциональные и другие групповые конфликты. Когда возникают разногласия и столкновения между группами людей, члены каждой из конфликтующих групп обычно начинают воспринимать членов другой группы как своих противников. Противопоставление по принципу «Мы – Они» переносится с отношений между группами на наличные отношения. В таких случаях межгрупповой конфликт становится почвой для зарождения и развития межличностных конфликтов. С другой стороны, межличностные конфликты могут разрастаться и затрагивать других людей. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники. А когда конфликт разгорается вокруг вопроса, решение которого как-то сказывается на посторонних лицах или целых организациях, то они тоже начинают принимать в нем участие. В результате конфликт, начавшись как межличностный, становится групповым. Внутриличностные (ВЛК), межличностные (МЛК) и межгрупповые (МГК) – вытекают друг из друга и обуславливают друг друга, образуют некую кольцевую структуру.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:447

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.