Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Рим периода империи (Общественный и государственный строй).

Кризис республики и военной диктатуры в Риме.

Общественный и государственный строй Римской рабовладельческой республики.

Период республики принято делить на раннюю и позднюю. Т.к. произошли существенные изменения.

Ранняя республика (5-3 вв. до н.э.): общественный строй: общество оставалось рабовладельческим, а значит в нем присутствовали рабовладельцы (патриции пользовались полнотой всех прав и свобод), рабы (которые не являлись пока предметом, а с ними как-никак считались, рядом с рабами нередко трудились свободные, раб мог выступать как ответчик, мог быть поручителем и мог быть усыновлен, нет четкой границы между рабом и свободным – есть много переходных состояний) и плебеи (юридически, они считались свободными, но как граждане и политически они были бесправны, поэтому плебеи вели нескончаемую борьбу за свои права, которая завершилась интеграцией плебеев в римскую общину), но в связи с развитием экономических отношений появляются и другие категории людей (клиенты, кабальные должники, обедневшие плебеи).

Государственный строй: представляет собой аристократическую республику, которая функционировала на принципах выборности, сменяемости, ответственности, коллегиальности.

Исполнительная власть: всю государственную машину можно разделить на ординарные и экстраординарные магистратуры. К ординарным относятся: консул (их было 2 человека, избираются сроком на год, граждане старше 43 лет, компетенция: созывали и председательствовали в народных собраниях, издавали постановления, осуществляли высшую административную власть, имели неограниченную военную власть за пределами городской черты) претор (их было 2 (потом 8) человека, они являлись высшими магистратами, осуществляющими правосудие, наиболее важные решения преторов по гражданским делам стали составлять преторское право, т.е. преторы стали толкователями права), триумвиры (ведают чеканкой монеты, подчиняются преторам), цензоры (их было 5 человек, и избирались они тоже на 5 лет, компетенция: составляли списки граждан по имущественному цензу, давали от имени государства подряды на работы, следили за сбором пошлин, следили за поступлением налогов, составляли списки сенаторов, распределяли граждан по трибам, наблюдали за нравами), народные трибуны (их было 10 человек, выбирались они из плебейской среды, главное их назначение защита от произвола патриций, трибун мог наложить вето, личность трибуна считалась неприкосновенной и не подлежала судебной ответственности, обладали правом принуждения, не могли наложить право вето на диктатора), эдилы (их было 4 человека, наблюдали за порядком в городе, устраивали зрелища, празднества, также следит за благоустройством, чистотой и санитарным состоянием улиц, доставляли продовольствие, следили за качеством товара, боролись со спекуляцией), квесторы (государственные казначеи, снабжал войска продовольствием, расследование уголовных дел, ведение архива), ликторы (почетная стража консулов). К экстраординарным диктатор (назначался консулом по представлению сената при войне или стихийном бедствии на срок до 6 месяцев, обладал всей полнотой власти единовременно), децемвиры (особая комиссия, которая учреждалась для создания Законов 12 таблиц). Также важную роль здесь играл Сенат, который полагает, советует и рекомендует. Его компетенция крайне широка. Списки сенаторов пересматривались каждые 5 лет. Издавал декреты или сенатус консульты.

Законодательная власть: народное собрание, которое существовало в 3 формах, как то: центуриатные комиции (решали вопросы о войне, избирали высших магистратов, являлись высшей апелляционной инстанцией), трибутные комиции (назывались плебейскими сходками, их было 35 штук, вопросы о допуске к высшим магистратурам из среды плебеев, избирали низшие магистраты, затем приобрели право издавать законы), куриатные комиции (вопросы усыновления, совершения религиозных обрядов).

Судебнаявласть: отчасти ее осуществляли преторы, отчасти народное собрание.

Поздняя республика (3-1 вв. до н.э.): общественный строй:в связи с развитием экономических отношений происходит усложнение социальной структуры. Права остались такими. Патриции (нобили, всадники), плебеи, мелкие производители, пилигрины (не обладают политическими правами, имущественные действия осуществляют через патрона), вольноотпущенники (зависят от патронов, не служат в армии, не обладают политическими правами, несут обязанности перед своим господином), латины (в политической сфере ограничены, могут приобрести гражданство, свободны в имущественных отношениях), колоны (пекулия дается этому господину, почти нет прав, состоят в экономической зависимости), рабы (тут вообще финиш, с тобой обращаются как с вещью).

Государственный строй:не изменился, остался такой же, как и в ранней.

Во 2-1 вв до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабов, ее интенсификации сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих кругов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика перд Римом поставила новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечивая управление ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившими противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима, замаскированного республиканской формой правления.

Рабство приобретает классический характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстание рабов в Сицилии во 2 в до н.э. и восстание под руководсвом Спартака 74-70 гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римского государства.

Параллельно с восстанием рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызывающие борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ними и мелкими производителями и возросшим классом люмпен-пролетариев. Рост числа люмпенов становится убедительным фактом общей деградации свободного населения.

Причины кризиса республикы: обострения социально классовых противоречий между рабами и рабовладельцами, сенат не думает о народе, массовое обезземеливание и разорение среднего класса, полисная форма непригодна для управления большими территориями, кризис армии и других элементов государственного аппарата, его отсталость, несоответствие аппарата и обстановки. Причины при диктатуре: сама диктаторская власть, военные неудачи, рабовладение окончательно себя исчерпало, децентрализация, социальное расслоение, падение нравов.

Принципат (1-2 вв. н.э.): общественный строй:основными классами по-прежнему были рабы (т.к. иссяк, то с ними стали обращаться легче, теперь за смерть раба от рук его владельца, можно было и поплатиться, к тому же рабы могли поднять восстание, потому что их было очень много) и рабовладельцы (сюда входили сенаторское сословие, которое занимало главенствующее положение, всадники, имевшие вторые позиции, муниципальная знать являлась третьей силой, но были и крупные торговцы, городская верхушка и судовладельцы), мелкие производители и колоны (юридически свободный человек, который мог уйти от хозяина после истечения срока договора, но за эти 5лет колон успевал обрасти многочисленными долгами, и превращался в арендатора, это выгодно и колону и его покровителю), вольноотпущенники, поденщики (имели феодальную зависимость и платили некоторую плату хозяину).

Государственный строй:представлял собой монархию, где император/принцепс (пожизненный и обладающий высшей властью магистрат), фактически является главой государства, однако он еще прикрывается республиканскими институтами, т.е. совмещает в своей должности должности магистратур, у него под боком находиться сенат (юридически законодательный орган), императорский совет, финансовое ведомство, императорская канцелярия.

Доминат(3-4 вв. н.э.): общественный строй:здесь происходят некоторые подвижки, правда вся сущность их сводится тому, что количество и роль рабов уменьшается, а вот роль колонов неуклонны растет. Это связано с тем, что рабство себя исчерпало, а колонат был передовой и всем выгодной формой экономического развития, к тому же стоит сказать, что колоны являлись прообразом средневековых феодальных крестьян. Среди рабовладельцев выделяются латифундисты, т.к. их хозяйства, основанные на колонате оправдывали себя экономически, также к господствующему классу присоединяется духовная элита.

Государственный строй: теперь власть ничем не прикрывается и император/доминус правит, опираясь на государственный совет (консисторий) и государственный аппарат, который состоит из военного и финансового и некоторых других ведомств. Установление домината связано с реформами Диоклетиана.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:590

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.