Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 27: Охарактеризовать методы формирования сознания учащихся

 

Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.

В процессе применения этой группы методов расширяется нравствен­ное сознание, развивается нравственное мышление школьников; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у них смысловых нравственных ориентиров поведения.

Методы формирования сознания— это методы воздействия на со­знание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взгля­дов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их синонимичное названиеметоды убеждения, так как главное их на­значение — формирование устойчивых убеждений.

Функции методов формирования сознания:

♦ формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о мо­рали, труде, общении;

♦ формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

♦ обобщение, анализ собственного опыта школьников;

♦ трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.
Основной инструмент— слово, сообщение и обсуждение информа­ции; убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этиче­ская беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Рассказ на этическую тему — это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции — служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного об­суждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы — форми­рование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая бeceда состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки воп­росов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возмож­ность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция — это систематизированное изложение проблемы в моноло­гической форме. Темы лекций — социальная жизнь, нравственные, эсте­тические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явле­ниями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убе­дительность, логичность и др.

Диспут — это спор с целью выработки правильных суждений и уста­новок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулиро­вать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсужде­ния должны стать получение и осмысление информации, самостоятель­ное размышление и выбор. Одно из условий — не требовать единого ре­шения и не делать никаких общих выводов.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сни­женной критичности личности и известном доверии к внушающему.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции—иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы; подражание под­ростков носит избирательный характер; в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка поло­жительными примерами для подражания. Существенна и сила положитель­ного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:718

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.