Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 4: Раскрыть сущность педагогического процесса, описать его структуру, определить движущие силы и закономерности педагогического процесса

 

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии пока­зывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интегра­ция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставле­нию обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических взглядах И. Ф. Гербарта, А. Дистервега.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи К Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н. Ф. Бу-накова, П. Ф. Лесгафта, К. В. Ельницкого, В. П. Вахтерова и др.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педа­гогического процесса уже в новых социально-экономических и полити­ческих условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пиневич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целост­ного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).

Авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущ­ность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы, а именно: определить состав, структуру и организацию основных компо­нентов, установить ведущие взаимосвязи между ними; выявить внешние связи системы, выделить из них главную; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы в направлении ее целостности.

Педагогический процесс—это направленное и организованное вза­имодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализую­щее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества лич­ности. Неполным синонимом термина «педагогический процесс» являет­ся учебно-воспитательный процесс — совокупность урочных и внекласс­ных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учени­ков. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преоблада­ют нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимуществен­но на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, пове­дение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рас­сматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом це­лостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в насто­ящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, соче­танием различных форм, методов и средств обучения.

Функциями педагогического процесса являются: информационная (про­свещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.

Структура педагогического процесса — это совокупность составля­ющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результа­тивный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического про­цесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между ком­понентами педагогического процесса могут существовать информацион­ные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-след­ственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогиче­ский процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, кол­лектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные сред­ства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы со­трудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни об­щественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педаго­гического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совер­шенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагоги­ческого процесса:

Подготовительный(целеполагание; диагностика условий; прогно­зирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

Основной— осуществление педагогического процесса — (поста­новка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика;
использование намеченных форм, методов, средств; создание благопри­ятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школь­ников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны­
ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).

Заключительный(анализ достигнутых результатов; выявление воз­никших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; про­ектирование мер по устранению ошибок).

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толч­ком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком лег­кими или напротив слишком трудными.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерностипедагогическо­го процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (соци­альной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания
в конкретных исторических условиях определяется потребностями обще­ства, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание —
взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаи­мовлиянием и единством.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педа­гогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды
деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если
его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаружи­вает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность,
потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаи­модействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зави­симости от богатства межличностных связей.

Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к един­ству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и дру­гих видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механи­чески вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия меж­ду целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания

 

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врож­денное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной дея­тельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мо­тив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Раз­витие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном слу­чае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятель­ность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и органи­зованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

Цель— категория философская; это идеальное предвидение резуль­тата деятельности, это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные ком­поненты педагогического процесса.

Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реа­лизации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важ­нейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание— процесс определения целей, идеально представ­ленного результата; это установление учениками и учителем целей и за­дач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирова­ния образовательных действий.

Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательно­го стремления ученика; определение предмета своей цели; умение опреде­лить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотноше­ние получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного воз­раста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.

Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (вос­питание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:

образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду
уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уро­вень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать
представление»...); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие»,
«научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объе­диняются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгорит­мическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать уме­ния», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творче­ства — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить
решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше­
сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать»,
«уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;

развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психо­физических процессов, его мышления и др. (создать условия для разви­тия. .., способствовать развитию..., развивать...);

воспитательную задачу, реализация которой направлена на форми­рование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств
школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).

Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присут­ствовать только образовательная задача, воспитательная же и развиваю­щая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.

Воспитательная цель ставится при организации воспитательной ра­боты в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной систе­мы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспита­тельной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитанияимеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные со­циальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель вос­питания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня раз­вития общества, его экономических возможностей, политической струк­туры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.

Разностороннее развитие подразумевает:

♦ телесное здоровье; ♦ социальное развитие;

♦ психические способности; ♦ духовное развитие.


Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.

Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.

Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель вос­питания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравствен­ному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно рас­крывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви­дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспи­тания.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:502

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.