Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Карл Манхейм (Karl Mannheim, 1893-1947)

Манхейм был одним из пионеров теории познания (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человеческое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также формируются исходя из историко-общественной ситуации и действующих в ней сил. Эта взаимосвязанность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.

Большое внимание Манхейм уделял рассмотрению положений релятивизма. Релятивизм представляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не существует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для определенного индивида в определенный момент, т. е. сознание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.

Манхейм считал важнейшим приоритетом социологии ее способность выяснять, каким образом изменения социальных ситуаций приводят к изменениям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов — источник новых идей, взглядов, концепций.

Манхейм родился в Будапеште. Изучал философию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Берлине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профессор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эмигрировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.

К приведенному выше перечню классиков социологии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко распространение социологии в США в конце XIX — начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали многие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриализированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.

Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу «Динамическая социология» (1883). Он основал также Американскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спенсера о механистической социальной эволюции, подчеркивая, однако, при этом возможность активного влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.

Из ранних социологов США, возможно, наиболее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое значительное из его произведений, «Народные обычаи» (Folkways), рассматривает значение социального контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в первую очередь «наукой об обычаях». Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновременно против мысли Уорда о социальном планировании общества.

Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою «типологию групп». Он различал первичные и вторичные группы (primary and secondary groups). Первичные группы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объединениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность принимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотрудничество, дружеские отношения, чувства долга, ответственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в которых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значение в первичных группах имеет их морально-этическая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше первичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.

Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и развивается в США. Методы, применяемые американской социологией особенно в эмпирических исследованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое время служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в современной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьдесят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.

Как уже отмечалось, социология имеет свои корни в философии. Известные американские социологи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчеркивают, со своей стороны, связь социологии с историей и философией истории. Выделение и развитие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мнению, следующие этапы:

1. Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и развития.

2. «Эпоху школ», когда социологическое мышление, представленное различными школами, стремилось определить свои концепции и предметы исследования.

3. Начало XX века — период конкретных исследований и решений.

Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, период современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе — только после войны.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:518

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.