Принципы практики социальной работы делятся на: общие, операциональные, этические.
Общие принципы социальной работы: отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономий социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъективности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные концепты:
Принцип активизации. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и с умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.
Принцип «среда – личность». Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.
Принцип «личность – среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект.
Принцип «здесь и теперь» - общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где активизируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно – бытийное время.
Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процесс взаимодействия и познания клиента, в которых активизируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.
Принцип «я и другие» - они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находится в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных сил.
Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом: клиент всему начало; начало контакта с клиентом – начало лечения; продвигаться вместе с клиентом.
Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника: принцип компетентности, принцип моральной ответственности перед клиентом, принцип моральной ответственности перед обществом, принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами. равных возможностей, доступности, добровольности, содействия социальной адаптации, адресности, гуманности, профилактической направленности, принцип приоритета государственных начал, принцип опоры на общественное участие, принцип территориальности, принцип информативности.
В практике социальной работы выделяют 2 группы закономерностей:
- закономерности функционирования субъекта СР
-закономерности. существования связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.
Эффективность осуществления целей социальной работы будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как:
- совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
- целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.
Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей.
В практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов группируются следующим образом: индивидуальная работа с конкретным случаем; работа с группой, работа в микросоциальной среде.
Социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социалый работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы.
Социальная индивидуальная работа содержит в себе различные модели оказания помощи:
Метод решения проблем.. Метод был разработан Х. Перлман. Основным постулатом этой теории является то, что вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справиться с проблемой из – за ряда факторов: недостаточная мотивация, отсутствие знаний для решения данной проблемы и т.д. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.
Психосоциальный метод предложен Ф. Холлис. В индивидуальной работе применятся как проникновение в причины девиационного или дезадаптационного поведения субъекта, воссоздание «истории болезни клиента». Психосоциальный метод предполагает сложную диагностику «личности в ситуации», при заинтересованном участии самого клиента.
Поведенческий подход. Эд.Й.Томас вводит поведенческие методы в практику социальной работы в области образования. Практики социальной работы, используя бихевиористские концепты, получали эмпирическую информацию, открывая возможность управления и оперативной оценке вмешательства. Поведенческий подход совместим с подходом социальной работы к системе «личность - среда», он сосредотачивается на личностных ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, что бы стимулировать и сохранять измененное поведение.
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различное происхождение проблем.
Систематизация направлений групповой работы легли в основу следующей классификации:
1. группы досуга;
2. образовательные группы (группы семейного воспитания, группы профессиональной ориентации, группы свободного выбора);
3. социальные группы, нацеленные на сохранение адаптивных моделей, изменение адаптивных моделей.
Под микросоциальной средой понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории..
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г. Репорта, являются:
- доступность обслуживания;
- активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами;
- межведомственная работа;
- развитие новой инициативы;
- создание сети поддержки;
- децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет;
- активизация подходов;
- подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию, социальным акциям.
|