Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Объект и субъект практики социальной работы

 

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности.

В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность называется субъектом; а сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Поскольку социальный работник – всегда активная сторона, можно говорить что объект практики социальной работы – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности нормального социального функционирования. Самостоятельно справиться с ситуацией индивиды не могут.

Социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности.

Понятие «процесс» можно определить как последовательную серию действий, направленных на достижение определенных целей.

Понятие «процесс» и «цель» тесно связаны.

Для понимания сущности процесса в социальной практической деятельности надо начинать с определения сущности целей.

Определить цель социальной работы помогают 2 главных фактора: конечные цели всех систем (клиентуры, действия, мишеней, проводников перемен) и целевые методы социального работника.

Конечная цель – есть воображаемое заключительное состояние, в котором мы хотели бы видеть ситуацию.

Осуществимость достижения выходных целей клиента в значительной мере зависит от вида сотрудничества с другими системами по осуществлению запланированных перемен.

Тип отношений, устанавливаемых социальным работником, зависит от согласования конечных целей всех вовлеченных сторон и систем. В этой связи цели социальной работы обусловлены конечными целями системы клиентуры, системы мишеней, системы действий и системы самих проводников перемен.

Система клиентуры

Социальный работник не должен заходить очень далеко в определении целей своей деятельности по осуществлению перемен, пока он не придет к конкретному соглашению с клиентом относительно его целей и пожеланий.

Система действий

В нее входят все люди и организации, которых социальный работник может привлечь для достижения поставленных целей (поиски работы…учителя, бизнесмены, клерки, профсоюзы)

Система мишеней

Люди в официальных учреждениях или семьи, на которых направлено воздействие социального работника для достижения перемен, а так же лица, с помощью которых он может соглашаться или не соглашаться с целями и ожиданиями этой системы.

Система проводников перемен

Каждое агентство социальной работы выбирает свою сферу и специфику приложения сил: либо социальная работа с пожилыми, работа с умственно отсталыми, проблемы микрорайона; каждое агентство выбирает собственные цели.

Существуют следующие подходы к объекту практике в социальной работе:

1. Теоретические подходы к личности клиента

По мнению Фирсова М.В., клиент в социальной работе предстает как знак. Диахронические и синхронические предметные языковые процессы определяют условия существования понятия в контексте других смыслов и понятий.

Диахроническая логика становления понятия связана со следующей последовательностью:

- открытие знака в существующих формах представлений

- присвоение знака

- дифференциация

- расширение

Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия.

2. Психодинамический подход

Базируется на психоанализе З.Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Позже психоаналитики считали, что пациент должен признать, что источники проблем находятся в нем самом.

Отсюда, по мнению К.Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

- выразить себя как можно полнее и откровеннее

- осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь

- выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.

3. Гуманистические подходы к клиенту

Подход строился на ценностных позициях философии любви.

Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находится в постоянной тревоге из-за соответствия между состоянием «быть самим собой» и «смертельным страхом быть самим собой».

Проблемы клиента могут находиться не только в нем самом, но и вне его, где социальные связи, роли, статус, групповые ожидания являются факторами, ограничивающими социальное функционирование.

А.Пинкус и А. Минахан обосновали системный подход к проблеме. По их мнению, в практике социальной работы возникли определенные системы формальной, неформальной и социентальной помощи. Эти виды помощи описаны в традиционном подходе, который ориентирован на цели социальной работы, а также на восприятие человека и его проблем. К традиционным целям социальной работы относят:

- помощь людям по формированию самостоятельности в решении социальных проблем, развитие источников поддержки, совершенствование политики государства и т.д. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности различия:

- похож на всех других людей

- любит других людей

- похож на многих из них

- не похож ни на кого другого

- безразличен ко всем другим

Т.о., в социальной работе более разнообразен спектр помощи; он значительно шире взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Можно отметить большое количество агентств, деятельность которых связана с достаточно широким набором институциональных функций: адаптацией, реадаптацией, социализацией, коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе имеет постоянную динамику, обусловленную социоэкономическими и психосоциальными факторами и не связана только с запросами субъекта. Клиентом в социальной работе могут выступать индивид, семья, группа, сообщество в целом.

Специфику подходов к клиенту в социальной работе можно свести к:

- психосоциальной обусловленности проблем;

- многофункциональности интервенции;

- разнообразию оказываемой помощи и имеющихся подходов;

- полисубъектности паттерна клиента.

Субъект практики социальной работы является неоднородным и распадается на 3 уровня:

1) Государство

2) Социальные работники

3) Негосударственные социальные службы

Государство через социальную политику: законодательную, исполнителную и судебную власть, которая имеет иерархию уровней:

- федеральный

- региональный

- местный

Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением членов общества, нуждающихся в помощи, ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи.

Государственные структуры в современной России обладают значительными возможностями для помощи членам общества.

Во-первых, на государственном уровне существуют организационные структуры, которые могут выполнять функции основной и дополнительной социализации: государственные учебные и медицинские заведения, учреждения здравоохранения и культуры.

Во-вторых, государственное лицензирование специалистов, работающих в социальной сфере.

В-третьих, официальная институализация социальной работы обеспечивает постоянный контроль над ее эффективностью и качеством.

Общественные организации приступили к организации социальной помощи. Некоммерческий сектор стал играть большую роль в социальной работе.

Всего в мире, по данным Павленка П.Д., насчитывается около 500 тыс. человек, имеющих дипломы.

В России недипломированных специалистов, занимающихся социальной работой, около 1 млн. человек. На общественных началах социальной работой занимается около 8-10 млн.чел.

Социальные работники при выполнении своих функций пользуются тремя подходами:

Воспитательный – социальный работник в роли консультанта, эксперта

Фасилитативный – социальный работник играет роль помощника или посредника в преодолении трудностей.

Адвокативный – применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката.

Профессиограмма специалиста – это реальное отражение его личностных и профессиональных качеств.

Структура профессиограммы социального работника представлена 4 компонентами:

Мотивационно-ценностный: Характеризуется

- осознанием ценностей профессиональной деятельности,

- осмыслением значимости общения в развитии личности

- принятием творческого характера труда

- активностью в профессиональной деятельности

- осмыслением ценности профессионального самосовершенствования

Мотивационно-ценностный компонент модели личности специалиста по социальной работе на ее высшем уровне проявляется в профессионально-гуманистической направленности личности, которая характеризуется следующим образом: осознание ценностей социальной работы, признание самооценки личности клиента, признание значимости общения в развитии личности клиента и собственной личности, принятие творческого характера труда, осмысление ценности профессионального самосовершенствования.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1043

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.