Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Философские ценности теории социальной работы

 

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако, в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа, кто не представлял интересы социально уязвимых слоев населения – общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных – всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовали не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъекта, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

Философское учение о ценностях и их связи с социально-культурным миром общества называется аксиологией

Человек находится в постоянной оценке событий, это связано с двумя подходами: практическим и абстрактным. Роль связи между ними выполняет аксиологический подход. В его центре стоит идея о том, что мир, общество – это мир целостного человека. Сложности переходного периода не являются основанием для переноса ценностей на потом.

Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке с 60-х гг. Категориальный аппарат аксиологии включает в себя понятия «ценность», «смысл», «благо», «оценка», «потребности», «ценностные ориентации» (А.М. Коршунов, Р.П. Тугаринов, Л.Н. Столович, Е.И. Холостова).

Л.Н. Столович определяет ценность как применимую только к миру человека и общества.

В обществе любые события значимы, однако, к ценностям относятся только те, которые имеют положительное значение (А.М. Коршунов)

Тугаринов Р.П.:Ценность – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям в качестве удовлетворения потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Леонтьев А.Н.: Для обозначения предметов и их свойств употребляется слово «благо». В понятии «благо» отражается нечто полезное, хорошее, нужное, а в понятии «ценность» - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют. Ценности подразделяются на предметные и субъектные (Здания, творения искусства). Ценность определяется в процессе оценки. Ценность объективна. Оценка – субъективна.

Ориентация личности или социальной группы на то, что она считает значимым для себя характеризует аксиологические установки личности, которые образуют основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитии. Система ценностных установок складывается из мировоззренческих, политических, нравственных, эстетических и т. д. взглядов, убеждений и установок, которые могут носить как осознанный, так и неосознанный характер. Реализация ценностных установок связана с разрешением противоречий в мотивационной сфере личности, которые в наиболее общей форме выражаются как противоречия между данным и сущим, идеалом и действительностью.

Ценностные установки носят динамический характер и формируются вместе с усвоением личностью определенного социального опыта, по мере ее социализации.

Система ценностных установок всегда носит конкретно – исторический и вместе с тем индивидуальный характер. Это не исключает того, что в процессе совместной деятельности могут складываться и групповые ценностные установки, играющие роль в сплочении группы.

В аксиологическую характеристику личности входят: потребности – нужда в чем-либо; мотив – побудительная сила к действию. Сокровенное «Я» скрыто в мотивах. Цель – мысленный образ сознаваемой деятельности.

В качестве методологической основы социальной работы выступает философия.

Система ценностей социальной работы определяется в контексте ее исторического развития от праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров социальной работы. Однако в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа, кто бы не представлял интересы социально уязвимых слоев населения, - общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных – всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовали не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъекта, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

Существует множество направлений в философии:

1. Религиозная философия обосновывает концепции провиденционализма (предопределения)

2. Материальная философия обосновывает абсолютную детерминацию поведения индивида условиями общества.

3. Социально-биологическое направление философии связывает особенности поведения с особенностями их психофизиологической конституции.

4. Волюнтаристская философия выступает в защиту свободы воли человека, которая не ограничена.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоззренческий концепт профессиональной культуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

1. Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на метауровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Мезоуровень ценностных ориентаций социальной работы связан с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Микроуровень философских ценностей социальной работы, отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия)

Важнейшим философским принципом в социальной работе является принцип гуманизма.

Гуманизм – понятие, возникшее в эпоху Возрождения.

Кон И.С.: Гуманизмпринцип мировоззрения, в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию.

Розенталь М.М.: Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всесторонне развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Гуманистическое мировоззрение – обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов на человека как высшую ценность.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из теологических, онтологических, идеологических посылок.

Универсальность гуманизма обусловлена его применяемостью ко всем людям и социальным системам.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее условия общественной жизни.

Гуманность – одна из онтологических форм человеческого бытия и полагания мира. Гуманность, рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и является фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой – с другой. М. Хайдеггер утверждал, что «гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия».

Гуманность лежит в основе различных определений гуманизма как «системы воззрений» или совокупности взглядов. Гуманность есть то, по поводу чего обеспокоен гуманизм. С точки зрения фундаментальной онтологии гуманность (и соответственно гуманизм) не является чем-то, безусловно, первичным, изначальным. Она – обнаружение человеческого бытия, его внутренней формы. Э. Фромм рассматривает основы гуманистической психологии в соотнесенности человеческого существования с жизненным миром через любовь. «Любовь – это объединение с другим человеком или предметом вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя». Любовь по Э. Фромму, проявляется в солидарности с окружающими нас людьми, эротической между мужчиной и женщиной, в любви матери к ребенку, и в любви к самому себе как человеческому существу. Деятельностная любовь включает такие ориентации как забота, ответственность, уважение и понимание.

Традиция любви к человеку, человеколюбия значительна и в западной и в отечественной философии. Древнегреческая культура заложила основы понимания любви как строящей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания (Аристотель, Эмпедокл, Платон). Христианство усматривает в любви сущность Бога и главную заповедь человеку. Как литературно-философское движение гуманизм формируется в Европе в XIV – XVI вв., в период Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.).

В отличие от западной философии с преимущественно интеллектуалистски-гуманистической онтологией любви отечественная философская традиция разрабатывает аксиологически-гуманистическую традицию в понимании любви (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.).

Как форма жизненной практики гуманизм порождает конкретные совокупности отношений гуманности и негуманности, добра и зла, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами. В этом качестве гуманизм проявляется в таких ориентациях и установках как «человечность», «забота», «любовь», «уважение», «ответственность», «моральный закон», «долг».

Антропологическая парадигма, одна из философских основ гуманизма как системы мышления, держит в центре внимания человека в качестве определяющей ценности. Поместив человека как определяющую ценность в центр социального бытия, гуманизм мыслит все проектируемое «от» и «для» человека.

Гуманистическая природа человеческого мышления отчетливо обнаруживается в структурах демократической организации общества, в принципах «активного ненасилия», «недискриминации», «свободы выбора», и т. д. Гуманизм как мышление, выражает готовность к преодолению не только условий, стесняющих в действиях меня, но и условий, вызывающих боль и страдание других.

Гуманизм неоднозначен, внутренне противоречив и как форма жизненной практики, и как система мышления. Трудности, с которыми столкнулся и которые не смог решить гуманизм, выступают одновременно онтологическими основаниями негуманности, насилия, зла, угнетения, проявившихся в тоталитаризме, отчуждении и других формах.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для современного общества, ибо в основе решения всех гуманитарных проблем лежат гуманистические принципы.

Уровень гуманизма в межличностных и межгрупповых отношениях исторически повышается. Помимо социальных предпосылок гуманизма можно говорить об определенных социобиологических, личностных основах, на которых строится приятие или неприятие гуманистического мировоззрения. Речь идет об альтруизме и эгоизме. Альтруизм – принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе о благе другого человека и других людей, которые для альтруиста важнее собственных. Эгоизм – принцип жизненной ориентации личности, направленный на заботу о своем Я, об удовлетворении свих интересов и потребностей даже ценой нарушения интересов и потребностей других.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы. Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики как конфиденциальность и толерантность.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблемы ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи:

независимость и манипулирование;

патернализм и самоопределение;

принцип информированного согласия;

необходимость говорить правду;

конфиденциальность и частный характер сообщений;

доносительство;

законы и благополучие клиента;

личные и профессиональные ценности.

Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления “социальная работа”.

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:745

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.