Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Закон единства и борьбы противоположностей .

Сущность диалектико-материалистического понимания сознания.

Проблему сознания по-разному решают различные мировоззренческие направления. С точки зрения идеализма: Сознание есть первооснова (субстанция) всего существующего. Представители метафизического материализма рассматривают сознание, как пассивное отражение действительности и не видят социальной природы происхождения сознания. С позиции вургального материализма( часть метафизического материализма)Фогт, Бюхнер, Молешотт: «Сознание-это материальное явление» С позиции гилозоизма вся материя одухотворена, вся обладает сознанием. Бендикт Спиноза например считал, что камень тоже мыслит. С позиции диалектико-материалистической философии сознание вторично по отношению к материи. Сознание есть отражение материи, но не пассивное, чисто механическое, а активно творческое преобразующее т.е. с помощью сознания человек не просто приспосабливается к природе, а проникает в глубь, сущность объектов систем, объектов общества. Открывает их законы и использует их в своей практической деятельности. Сознание представляет из себя так же св-ва материи, но не всей материи как считали гилозолисты, а лишь высокоорганизованной материи человеческого мозга. И это доказывается физиологией, медициной и другими науками. Нарушения деятельности мозга могут привести к серьёзным нарушениям и в самом сознании человека. Он может потерять пространственные ориентации вообще лишиться сознания. Сознание не является также разновидностью материи. Сознание имее также социальную природу своего происхождения, т.е. человек формировался в обществе и может нормально развиваться также только в обществе. Т.о. сущность диалектико-материалистического понимания сознания состоит в том, что сознание вторично по отношению к материи, но не всей, а лишь высокоорганизованной человеческого мозга, что сознание есть отражение действительности.

 

Является одним из законов диалектики. Категории закона: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Для метафизики: предмет всегда тождественен самому себе. Противоположности здесь видятся только между различными предметами. Для диалектики: предмет равен самому себе и одновременно не равен- . Предмет =самому себе, поскольку он сохраняет себя именно как данный предмет. Предмет не равен самому себе тк находится в бесконечном изменении. В этом смысле каждый предмет есть единство тождества, устойчивости и одновременно развития, изменчивости. Каждый предмет имеет внутри себя различия. Если преобладает устойчивость, то предмет сохраняет себя как данный предмет. Если преобладают изменения, различия, то предмет разрушается или превращается в другой предмет. К каждому предмету, человеку, обществу надо подходить с противоречивых позиций. С одной стороны, диалектика раскрывает стабильность, с другой- движение.

Тождество- это отношение вещи к самой себе и к др. вещам, сторонами которой явл. св-ва сил и тенденций, совпадающие др. с др. Различие - отношение вещей, ….несовпадающих др. с др. Противоположности- стороны предмета, процесса, явления, которые с одной стороны взаимно предполагают др. друга, а с другой взаимно исключают др. друга (притяжение и отталкивание, наследственность и изменчивость). Противоречие- это взаимодействие противоположностей и их столкновения, а в более развитых формах- борьба противоположностей. Согласно закону единства борьбы противоречия- это источник движения, изменения и развития. Сами противоречия находятся в развитии. Этапы: 1) Преобладание тождества 2)преобладание различия 3) различия переходят в ярко выраженные противоположности 4) противоречия разрешаются.

Согласно учению диалектики з-н единства и борьбы противоположностей- всеобщий з-н. Действию этого з-на подчинены абсолютно все явления и процессы. Этот з-н показывает, что всем предметам, явлениям, процессам свойственны противоречивые стороны, процессы. Единство- это явление временное, относительное и уходящее, а противоречия присутствуют на всех стадиях развития предмета. В конечном итоге противоречия разрешаются. Сами противоречия делятся на несколько видов: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Внутренние- внутри явлений, предметов, процессов. Внешние- между различными предметами. Основные- противоречия, которые внутри явления, единственные которые существуют на протяжении всего процесса существования объекта и которые своим действием пронизывают все др. противоречия. Главное- которое своим ходом развития выделяется. Антагонистические- противоречия таких сил, соц. групп интересы которых непримиримы, разрешаются каким-либо радикальным способом. Неантагонистические- главные интересы которых совпадают.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:437

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.