Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Механизмы рыночной экономики

Деятельность людей в обществе объединяют организации, рассматриваемые и как процесс и как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, как явление – физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели [6].

Основой экономики являются производственно-хозяйственные системы (ПХС), т.е. образования, в которых целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, нацеленные на изготовление (производство) и реализацию продуктов, изделий, услуг. Любое образование, созданное человеком представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного потребления [7]. Такие социально-экономические системы в реальной жизни реализуются в виде предприятий, компаний, фирм и т.д. Их продукция – товары, услуги, информация, знания. Теория управления выделяет социально-политические, социально-экономические, социально-культурные и другие виды организаций, в которых имеется приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных организаций основной целью является достижение эстетических целей, для социально-образовательных – удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, получение максимальной прибыли является вторичной целью.

Любая производственная системафункционирует в дифференцированнойсоциально-экономической среде. Это внешняя среда, включающая все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Среда никогда не бывает ста­бильна, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде обернется в неудачный бизнес вообще. В центре современной методологии менеджмента — понятие адаптации. Адаптация социальная — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; включает усвоение норм и ценностей среды в про­цессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Ничто в управлении не происходит немотивирован­но, все имеет свою причину, все определяется сложным сплетением влияния многих переменных внешней и внутренней среды организации.

За свою историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления — то есть воздействия на лю­дей. Первое — это иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принужде­ния, контроля над распределением материальных благ и т.п. Второе — культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье — это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Иерархическая организация, культура, рынок — не просто «инструменты управления», а слож­ные явления, почти всегда сосуществующие в реальных хозяйственных и социальных системах. Сущность же, облик экономической организации общества определяет то, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка.

Итак, мы установили, что любая производственная система функционирует в дифференцированной и не стабильной среде. К ее компонентам, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компонен­ты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация). Существует разделе­ние среды (по широте и периодичности воздействия на организацию) на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду. Ближайшее окружение организации состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конку­рентов и инвесторов. Эти группы контактируют с организацией (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто. Силы, проявляющиеся время от времени, нерегулярно или не напря­мую: социальные, культурные, политические, юридические, технологические и т.п.

Внутренняя среда (микросреда) организации, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная (независи­мая от формы организации) и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы. Внутренняя среда состоит из различных компонен­тов. В организации, принадлежащей одному предпринимателю, функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами. Но, несмот­ря на размер, функциональные области универсальны (например, кадровая, производственная и маркетинговая функции) для всех производственных сис­тем. Решения по деятельности организации вырабатывается в условиях влияния на нее со стороны основных внешних сил.

В социальной жизниобществаустойчивость связей и отношений, интеграция стрем­лений, действий и интересов индивидов обеспечиваетсясоциальными институтами как совокупностью исторически сложившихся определенных норм и правил, регулирующих действия членов общества в рамках социальных отношений и способствующих социальному контролю. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные. В данном контексте социальный институт рассматривается как нормативное явление.

Например, к социально-культурным институтам нормативного типа правомерно относят институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют существенные функции: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, проведения собраний, конференций, деятельности объединений) [1].

Рассматриваются социальные институты и как устойчивые организационные структу­ры учрежденческого типа, обладающие конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли.

Рыночная экономика представляет собой одновременно и очень простой, и очень сложный механизм. С одной стороны — это элементарная сделка двух хозяйствующих субъектов — продавца (производителя) и покупате­ля (потребителя), которые обмениваются некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и предложения. С другой — институциональная сре­да — нормы, правила, формы и инструменты рыночных сделок. Без них не срабатывает простейший рыночный механизм. Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования институтов, а не организации неких процессов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом.

Условия осуществления индивидуального или коллективного выбора, размещения и использования ресурсов определяет сово­купность социально-экономических правил–институтов рыночной экономики. Институты структурируют и облегчают взаимодействия между людьми: к ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме. Институты бывают двух типов: формальные (нормы и правила, закрепленные в писаном праве – конституции и законодательных актах) и неформальные (сюда относятся категории обычного права, установившиеся в общественной среде и закрепленные государственной властью). Если за нарушение первых предусмотрены легальные санкции, то реализация вторых основана на различного рода социальных санкциях: репутации, остракизме и т. д.

Изучение институциональной системы общества важно для учета способов воздействия на формирование организации и ее последующие изменения, а также учета факторов изменений в отношениях между организациями, в изменениях процедур межорганизационных согласований на рынке, а также в государстве – координационной инстанции общехозяйственной деятельности [3] .

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:604

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.