Эмоционально-импровизационный стиль деятельности учителя. Две методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся

Страница 3

2. Эмоционально-методический.

Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный.

Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический.

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной

деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях .

Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в протекании психических процессов, что привело к пониманию стиля как свойства личности - личностный подход.

Исследования стиля деятельности в США рассматривают перцептивный, реактивный и когнитивный стили

(Р. Стагнер, Г. Олпорт, Х. Виткин), при этом в современных условиях изучаются стили деятельности и учителя, и учащихся (Р. Дан и К. Дан, А. Грегорс, Б. Фишер и Л. Фишер, Д. Кларк, Д. Хант и др.).

Среди современных психолого-педагогических исследований наиболее актуальны исследования Вашингтонской группы по проблемам стилей обучения (в которую входят Мэри Эллен Алекзандер, Эмма Вайстоленд де Хайнер, Мэдлин Эрман, Бетти Лу Ливер, Ребекка Оксфорд, Томас Перри и Мэри Стюарт Вудберн).

Абсолютно разные системы образования в США и в России имеют различный позитивный опыт развития и совершенствования стиля педагогической деятельности, обмен которым как на научном, так и на практическом уровне актуален в целях прогресса педагогической деятельности .

19.В строго следите за тем, чтобы ученики выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок не подглядывая в учебник?
Эмоционально-импровизационный стиль (ЗИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. В ходе опроса учитель с ЭИС обращается к большому количеству учеников, в основном сильных, интересующих его опрашивает их в быстром темпе, ставит неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не ждет, когда они ответ сформулируют самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлено закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ОМС характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, определенное преимущество интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены повторения и закрепления учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, и учитель с ЭИС, но в отличие от него стремится активизировать детей не внешней притягательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Размышляя-имнровизацийний стиль (РИС). Для учителя с РИС характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональные стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, желая влиять на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Размышляя-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Эмоционально-импровизационный стиль. У учителя с таким стилем достаточно много преимуществ: высокий уровень знаний, артистизм, контактность, умение интересно дать учебный материал, увлечь учеников материалом излагаемого управлять коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Такие учителя умеют создать на уроках благоприятный психологический климат.

К недостаткам следует отнести: отсутствие методичности (недостаточная представленность в деятельности закрепления учебного материала, контроль
знаний учащихся). Возможна недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная обусловливающая чувствительность, зависимость от ситуации на уроке.

Повышайте требовательность: следите, чтобы учащиеся отвечали п выполняли проверочные работы самостоятельно, без подглядывания и подсказок

Эмоционально-методический стиль. Учителей с таким стилем отличают много преимуществ, высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно подать материал, умение активизировать учеников, вызвав в них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.

Эмоционально – методический стиль (ЭМС)

Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую познавательную активность.

Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или «тяжёлых на подъём» классах ваш стиль мало эффективен.

Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий уровень знания и развитая познавательная активность учеников. Вы во всём блеске проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого - нибудь метода обучения на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может вам дать обмен опытом с коллегами.

Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС)

Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно и чётко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и слабыми, стараетесь не выделять в классе любимчиков. Много времени отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень знаний каждого ученика. Дети любят вас за ровное и справедливое отношение.

Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлечённости учащихся на уроке, замедлённый темп урока.

Рекомендации: Разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективные обсуждения. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.

При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению открытых уроков: тщательно спланируйте урок по времени, постарайтесь задействовать в нём разнообразные методические приёмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при аналитичном складе вашего мышления не будет для вас проблемой.

Рассуждающе – методический стиль (РМС)

Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность, повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят вас как отличного предметника и методиста.

Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в учениках прежде всего их интеллектуальные способности, вы можете ориентироваться на умных любимчиков и отвергать неспособных. В результате при прочных знаниях учащиеся не проявляют интереса к вашему предмету, на уроках может складываться напряжённая эмоциональная атмосфера.

Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе, избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте разнообразные методические приёмы, в том числе творческие, игровые, коллективные.

При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка. Вы сможете написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон, включайте элементы творческой работы учащихся.

Итак, вы получили достаточно подробный профессиональный «автопортрет». Рекомендуем, в первую очередь, обратить внимание на результаты по тестам нервно – психической устойчивости и агрессивности. Если ваша нервно – психическая устойчивость мала, а агрессивность, напротив, слишком высокая, это свидетельствует о том, что ваш профессиональный стресс слишком высок. Вы с трудом справляетесь с повседневной нагрузкой, может быть, даже в ущерб своему здоровью. Взвесьте, как следует свои силы, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Может быть, надо сначала немного отдохнуть, пересмотреть своё отношение к работе?

Чрезмерной подверженности профессиональному стрессу может способствовать и слишком высокий уровень эмпатии. А вот если по тесту мотивации достижения вы получили высокую оценку – прочь колебания! Аттестация – это как раз то, что вам нужно, чтобы проверить свои силы и добиться того, чего вы достойны.

Результаты последних двух методик помогут вам осознать свой индивидуальный стиль работы и наилучшим образом использовать его в подготовке к аттестации, так чтобы в наиболее выигрышном свете представить свои достоинства и сделать незаметными недостатки.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Очень редко

Очень часто

    Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

    К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

    Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

    Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

    Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

    Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

    Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

    Я чувствую угнетенность и апатию.

    Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

    В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

    Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

    У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

    Я испытываю все больше жизненных разочарований.

    Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

    Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

    Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

    Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

    Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

    Я многое успеваю сделать.

    Я чувствую себя на пределе возможностей.

    Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

    Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к опроснику

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8.13,14.16,20

Деперсонализация

4,7,9,12,17,18,19,21

Уровни выгорания

Субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

27 и больше

Деперсонализация

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

Методика выявления уровня педагогического мастерства

24 классических позиций по 1 баллу (всего – 24 балла)

12 современных позиций по 2 балла (всего – 24 балла) ИТОГО: 48 баллов

Позиции для контроля и самоконтроля

    Создание общих условий эффективности образовательного процесса.

    Обеспеченность общих условий эффективности уроков:

а) формулирование целей, задач, определение основных этапов урока – 1 балл;

б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;

в) на уроке нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.

    Адаптация содержания учебного материала к учащимся:

а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;

б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;

в) для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в.т.ч. групповые) – 2 балла.

    Профессиональная компетентность.

    Владение учебным предметом и методами обучения:

а) учебная информация соответствует теме и целям урока – 1 балл;

б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;

в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.

    Организация учебной деятельности:

а) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;

б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;

в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.

    Техника объяснения.

    Устные и письменные объяснения:

а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;

б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;

в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.

2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:

а) выявляются непонятные слова, фразы, объясняются, заменяются общедоступными – 1 балл;

б) пояснения даются с помощью приема аналогии, наглядных примеров – 1 балл;

в) неявная учебная информация логически выводится из ранее известного – 2 балла.

    Учебные взаимодействия.

    Контроль и коррекция деятельности учащихся:

а) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога – 1 балл;

б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников – 1 балл;

в) ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции – 2 балла.

    Использование на уроке предложений, инициатив и вопросов учеников:

а) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью – 1 балл;

б) тактично отмечаются слабые места, ошибки учащихся – 1 балл;

в) идеи учеников разрабатываются и используются в ходе урока – 2 балла.

    Создание продуктивной атмосферы на уроке.

    Стимулирование интересов учащихся:

а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор – 1 балл;

б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2 балла;

в) на уроке используется жизненный опыт учащихся – 2 балла.

    Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

а) в речи педагога нет насмешек, сарказма – 1 балл;

б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1 балл;

в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с затруднениями учащихся – 1 балл.

    Создание благоприятного микроклимата.

    Поддержание деловой включенности учащихся в урок:

а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;

б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;

в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.

    Воздействие при нарушении дисциплины:

а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;

б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;

в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке – 2 балла.

Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле:

K=X/Y, где X – число баллов, которое набрал педагог;

Y – общее число позиций (36);

К – уровень мастерства.

Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.

Если 1 К 1,3 – хороший уровень.

Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.

Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.

Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.

АНКЕТА

на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям

    Нужна ли глубокая перестройка учебно-воспитательной работы школы?

    Если перестройка нужна, то в чем конкретно она должна состоять?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Считаете ли вы, что нужно серьезно изменить вашу собственную деятельность?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие нерешенные проблемы в своей деятельности вы видите?

    Приступили ли вы к обновлению своей деятельности?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие конкретные проблемы решаете, что стремитесь изменить,

усовершенствовать, что Вам удалось сделать?

    Какие чувства и эмоции Вы испытываете в первый момент знакомства с нововведением, использовать которое Вам предлагает администрация школа? Подчеркните один ответ:

    Это у нас уже есть;

    Это у нас не получается.

    Это не решает наших главных проблем.

    Это требует доработки.

    Здесь не все равнозначно.

    Есть и другие идеи.

    Из этого можно взять отдельные элементы.

    Все это требует тщательной проверки.

    Надо попробовать – возможно, это даст результат.

    Это интересно, попробую у себя в классе.

При анализе нужно установить, имеет ли место расхождение между ответами на 1 и 3 вопросы, сравнение показателей покажет направленность недовольства учителей. Данные ответов на 5 вопрос позволяет выявить учителей, готовых к переходу или уже работающих в «поисковом режиме». Ответы на 7 вопрос позволяет установить степень надежности и достоверности ответов на 1-6 вопросы и скорректировать. Если выводы анализа отвечающий подчеркивает с 1 по 6 варианты ответов, это свидетельствует о его «скептическом» отношении к новому, 7 – об осуществлении метода «кусочного внедрения» нововведений, 8 – о методе «вечного эксперимента», 9,10 – о готовности использовать новшество.

Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии

Сегодня практически каждая школа стремится использовать в своей деятельности новые педагогические технологии. Однако далеко не всегда учителя готовы к их внедрению. Для самооценки готовности педагога к работе по любой из новых педагогических технологий вы можете использовать предложенную ниже анкету. Имеет смысл попросить учителей подписать ее, для того чтобы вы имели возможность проанализировать ответы каждого педагога.

КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ Коммуникативный стиль личности...

  • Сборник материалов для диагностики, представления на пмпк и коррекции

    Документ

    Бойко «Эмпатические способности ». Может... 20 Тест для исследования самооценки . ... подоб­ная тенденция редко... педагогических технологий, направленных на создание эмоционального благополучия каждого ребенка; гуманистического стиля педагогического общения ...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... теста -опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на ... и психических способностей , изменении сути педагогических отношений, ... самооценку . На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление ...

  • Понятие о затрудненном общении и его причинах

    Документ

    ... на исследования, направленные на выявление зависимости формирования модальности самоотношения и адекватности самооценки , навыков эффективного общения ... эмпатические способности ... педагогическом общении ) // Актив­ ные методы обучения педагогическому общению ...

  • Виды стилей деятельности учителя - Наиболее характерны четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

    1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна; на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

    1.. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

    3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

    4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятель-, ности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

    Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

    Принято выделять три основных стиля деятельности:

        демократический,

        попустительский.

    Основные характеристики проявления перечисленных стилей в педагогической деятельности представлены в рис. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя. 1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью , повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен. 2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью . Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся. 3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность. 4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

    Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

        в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

        характер реакций на те или иные педагогические ситуации;

        выборе методов обучения;

        подборе средств воспитания,

        стиле педагогического общения;

        реагировании на действия н поступки детей;

        манере поведения;

        предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

        применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

    А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.

      Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

      • преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

        адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

        оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

        рефлексивность-интуитивность.

      Аналогично выделяются динамические характеристики .

    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

      Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. Одно из центральных понятий педагогической акмеологии - это понятие профессионализма . Под ним понимается интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). По мнению А.К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых:

        объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);

        субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

        процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

        результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

      Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

      • уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов , необходимых приемов, технологий;

        уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.;

        уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

        уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook