Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Философия Нового времени. Материализм 17-18 вв.

Под Новым временем принято понимать период с 17 до начала 20 века. В этом периоде выделяется отдельный 18 век – эпоха Просвещения. В этот период развиваются экономические и социальные отношения. Активно развивается промышленность. Идет активное накопление эмпирического материала. Все эти процессы оказали влияние на характер ф-фии. Характерная особенность философии – нацеленность на практику. В предшествующие периоды ф-фы задавались вопросом: что есть бытие, сущее и др. Философы Нового времени главное внимание уделяют разработке методов научного познания. Особенность – системность.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, м. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т.о. познаваемость природы.

Своё дальнейшее развитие материализм получил в 17-18вв в странах Европы( Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как к учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18вв связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17в стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью м. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития. Среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18в (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механического понимания движения, они вслед за Толандом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17в. Много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким м. и атеизмом, у фр. материалистов 18в. выступила особенно ярко.

10, 11, 12. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

Немецкая ф-фия – значительное, крупное течение ф-фии Нового времени. К немецкой ф-фии относятся представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс.

Особенности: 1)приверженность к теоретической деятельности, построению теорий, не опирающихся на практику, 2)недооценка практической деятельности, эксперимента, 3)представители нем. фил. создавали философские системы, в которых пытались дать схему всего мироустройства: природы, общества. Анализировали духовный, материальный мир, развитие Вселенной

Кант(1724-1804гг)Творчество делится на два периода: докритический(с 1746-по1760) и критический(с 1770) периоды. Докритический включает теорию образования и развития Вселенной, критику доказательств существования Бога. В 1755г. Кант написал работу «Всеобщая естественная история», «Теория неба». Здесь изложил свою космогоническую гипотезу: наша планетная система образовалась из некой туманности. Туманность состояла из огромного облака мельчайших частиц вещества. В результате сил вращения, притяжения, отталкивания образовалась наша планетная система. Первоначальную туманность сотворил Бог. После планетная система развивалась без участия Бога. Позже подобную теорию создал Лаплас( теория Канта-Лапласа). Канту принадлежит утверждение: «Невозможно доказать существование Бога, но невозможно доказать и его отсутствие». Считал, что вера в Бога полезна. Критическийпериод. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант ставил себецелью провести анализ предшествующей ему философии. Кант совершил переворот в постановке и решении ряда фил-х проблем. В ф-фии Нового времени основное внимание уделялось объекту познания(науке, природе). Кант ставит вопрос об особенностях познания человеком окружающего мира. Приходит к выводу о том, что мы познаем окружающие нас предметы и явления не такими, какие они существуют в природе в нетронутом виде. В процессе исследования человек изменяет к-то св-ва исследуемого объекта. Кант считал, в силу активности процесса познания человек получает искаженное представление об объектах. Человек никогда не может узнать об объектах в первоначальном виде. Предмет и явления, которые вне поля воздействия исследователя, т.е. в их первоначальном состоянии, Кант назвал вещь-в-себе. Человеку свойственны не только опытные знания о мире, но и доопытные знания. Их Кант называет априорные знания. Эти способности заложены в человеке с рождения, проявляются, когда в них появляется надобность. Кант различает два вида априорных знаний: априорные формы чувственного созерцания( пространство и время) , априорные формы рассудка. Пространство и время – категории, которые невозможно усвоить из опыта, познать из окружающего мира. В реальности их нет. Они существуют только в голове человека для систематизации знаний и ориентации. Благодаря существованию априорных форм существует математика. Априорные формы рассудка – мышление, оперирующее понятиями и категориями (н-р, множество, содержание, следствие…). Кант приходит к выводу: познавательные возможности человека ограничены. Когда человек пытается делать выводы о предметах в их первоначальном состоянии, он создает антиномии, т.е. взаимоисключающие положения. Учение об этике: сущность нравственности состоит в доброй воле. Воля определяется моральным законом. Кант разработал категорический императив, включающий два закона: 1)поступай так, чтобы правила твоего поведения могли стать общим законом, 2)относись к человеку как к цели, а не как к средству.

Гегель( 1770-1831) Г занимался самыми разными вопросами. Работы «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». В своем творчестве рассматрива6ет вопросы эволюции и духовной культуры, проблемы религии, эстетики, логики, исторического развития человечества и др. Г – представитель объективного идеализма(абсолютного идеализма). Важнейшее место в системе Г. – некая субстанция – «абсолютная идея». Г. раскрывает понятие «абсолютной идеи» с помощью системы категорий. Абсолютная идея обладает способностью к саморазвитию и самопознанию. Сначала абсолютная идея раскрывает себя в логических категориях. Дальше реализуется в многообразии природы, в политической истории человечества, сфере духовной культуры. Природа, общество, духовная культура – порождение абсолютной идеи. Понятие идеи близко понятию Бога, но абсолютная идея саморазвивается, обретает сознание, волю и личность только в человеке, вне человека и до него она осуществляется как внутренняя закономерная необходимость. В процессе своей деятельности абсолютная идея раскрывает саму себя, является одновременно объектом и субъектом познания. Понятие духа и абсолютного духа Гегеля. Объективный дух. Это понятие Г. рассматривает в ф-фии права. Он охватывает сферу социальной жизни. Объективный дух Г. характеризует как сверхъиндивид, целостность, возвышающуюся над отдельными людьми и проявл. через их связи и отношения. Объективный дух развертывается в праве, морали и нравственности. История – это прогресс духа в осознании свободы.

Фейербах (1804-1872)«Критика философии Гегеля». Ф – представитель антропологического материализма. Термин материя не использует, использует термин природа, но в том же смысле. Природа (материя) существует вечно, она ни от кого не зависима. Антропологический материализм – ф-фия должна в центр внимания ставить человека. Человек – высшее создание в природе. Каждый конкретный человек обладает ценностью и значимостью. Ф. понимает человека как реальное существо, которое гармонично сочетает в себе духовные и природные качества и наделено всеми пространственно-временными характеристиками. Ф. исходит из единства и взаимосвязи субъекта и окружающего мира. Нравственные отношения возникают благодаря общению между людьми. В сфере общения происходит реализация человеком своей родовой сущности. Гносеологическая теория Ф. (теория познания). Проблемы познания связаны с отношениями объекта и познающего субъекта. Под субъектом Ф. понимает целостного человека в единстве его телесных и духовных свойств. Человек получает информацию из окружающего мира благодаря ощущениям. Ощущения дают импульс работе мышления. «Правильность суждений зависит от того, согласно с ним или нет общество людей » - Ф. Характерная особенность ф-фии Ф. – атеизм, критика религии. Философия и религия – два взаимно исключающих друг друга мировоззрения. Причины религии: -человеческая природа, -существование природных сил, по отношению к которым человек бессилен. В результате человек обращается к Богу как к источнику утешения. Ф.: «Религия парализует стремление человека к переустройству жизни в лучшую сторону».

13. Возникновение марксистской философии, её сущность.

К. Маркс(1818-1883) Маркс – теоретик и основоположник марксизма и диалектического исторического материализма. Работы: «Экономико-философские рукописи», «Капитал». Человек по Марксу м.б. развитой и творческой личностью. Развитию человека мешают различные виды чел-го отчуждения( отчуждение человека от природы, от человека, от общества). В основе всех отчуждений – отчуждение от труда, которое происходит из-за производственных отношений, основанных на частной собственности. Процесс, противоположный отчуждению, - присвоение. Человеческая деятельность превращается в глобальный процесс очеловечивания мира, преобразования природы. Маркс называет человека универсальной всеобщей силой природы. Он способен к любому роду деятельности, овладению силами природы. Реализация этих возможностей осуществляется в труде. В процессе своей деятельности человек связан с другими людьми. Человек испытывает систему знаний, выработанную предыдущими поколениями. По Марксу, богатство внутреннего мира личности зависит от духовного развития других членов общества. Обмен духовными благами является главной целью общения. Под влиянием такого типа общения духовная природа личности существенно преображается. Исторический материализм: все государства переживают несколько общественно-экономических формаций. ОЭФ – совокупность производительных сил, производств отношений, социальных отношений. Каждая ОЭФ состоит из базиса и надстройки. Базис – это экономическая основа общественной жизни. Он состоит из производит сил и производств отношений. Производит силы – это люди, орудия и предметы труда. Производств отношения – совокупность матер и экономич отношений м/д людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Каждой ступени развития производит сил соответствуют определенные производств отношения. Совокупность производит сил и производств отношений составляет способ производства. Способ производства м б рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Надстройка включает в себя политику, идеологию, политику, искусство. Развитие общества определяется экономическими законами. Маркс: «Бытие определяет сознание». Действие, поведение людей определяется экономическими интересами. Большое значение имеет борьба общественных фаз. Есть господствующие и подчиненные классы. Кульминация борьбы м/д ними – революция. Государство – орудие господствующих классов, которое эксплуатирует подчиненные классы. Государство – временное зло, которое исчезнет. Маркс говорил, что ф-фия должна не объяснять мир, а способствовать его изменению.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1505

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.