Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Диалектика и метафизика как два противоположных метода философии и науки.

.

Диалектика – составляющая часть классической философии, это учение о всеобщем и полном свободном от ограничений движении, изменении и развитии, учение о всеобщих связях, существующих в мире и всеобщих законах развития природы, общества, познания и мышления. Диалектика выступает одновременно как всеобщий философский метод познания действительности. Диалектика делится на материалистическую и идеалистическую, на объективную и субъективную. Материалистическая диалектика – это диалектика самой материи; идеалистическая – диалектика духа, сознания; объективная – диалектика объективно существующего мира; субъективная – диалектика нашего сознания. (см. 14 билет).

Диалектика и метафизика являются двумя противоположными методами философии и науки. Понятие диалектики раньше в философии античности означало искусство ведения спора, беседы. Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные вопросы. В дальнейшем под метафизикой стал пониматься определённый метод исследования, познания и мышления и соответствующая ему концепция развития, когда предметы всегда рассматриваются изолированно друг от друга и в основном, как мёртвые, застывшие раз и навсегда данные. Это было тогда, когда естествознание ещё только накапливало знания о явлениях природы. Тогда метафизический метод приносил определённые положительные результаты. Но когда таких сведений, фактов о явлениях природы было накоплено много и надо было перейти к установлению взаимосвязей между ними, а в дальнейшём их формированию в науки метафизический метод оказался неспособным решать новые задачи. И на смену ему приходит диалектический метод и соответствующая ему диалектическая теория развития. Противоположность двух методов состоит в следующем: с позиций метафизического метода вещи, предметы, процессы рассматриваются в основном вне связи друг с другом. Они рассматриваются в основном как мёртвые, застывшие в не развитии. Если и признаётся развитие, то оно понимается упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. как количественное изменение, не раскрывается внутренняя причина любого движения, изменения, развития предметов, процессов. Поэтому метафизический метод – ограниченный, односторонний. С позиции диалектики, как метода, вещи, предметы рассматриваются во взаимосвязи и влиянии друг на друга, в движении, изменении и развитии. При этом развитие, как единство постепенных количественных изменений, именно этим раскрывается внутренний источник, причина любого движения, которым является внутренние противоречия. Поэтому диалектика это научный метод (последовательный метод).

3. Философия, её предмет и роль в обществе.

Термин философия по происхождению греческий, означает любовь к мудрости. Впервые термин употребил древнегреческий философ Пифагор. В качестве особой сферы знания термин впервые стал использоваться Платоном. Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Философия рассматривает законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое и нравственное отношение человека к миру. Философия оказывает активное воздействие на формирование новых идеалов, нравственных и культурных ценностей. Философия наряду с религией и мифологией является формой мировоззрения. Философия – теоретическая форма мировоззрения. Характерная особенность философии - универсальность: философия всегда стремится к универсальному знанию.

//(не из лекции ->)Философия в период своего возникновения в античности включала в себя всё научное знание. Но постепенно по мере развития общества прежде всего производства и частного научного знания из философии выходят отдельные её части и превращаются в самостоятельные науки. В начале это было: геометрия, медицина, астрономия, физика, химия, математика, общественные науки и т.д. Этот процесс не закончился и в настоящее время. На заре появления марксизма вторая половина 19 века между философией и наукой возникает конфликт. Суть его состояла в том, что конкретно научные знания, факты о явлениях природы получили частные науки. А философия продолжала претендовать на роль науки всех наук и более того решать любые вопросы, в том числе частные. Естествоиспытатели объявили, что наука сама по себе философия и не нуждается в какой другой философии. Этот конфликт в существенной степени был преодолен марксизмом. Маркс и Энгельс показали в своих работах, что философия не должна решать за частные науки их проблемы, а она имеет собственные предметы исследования. Это изучение наиболее общих законов природы, общества, и представители классической философии рассматривали философию, как всеобщую науку о мире. В настоящее время поэтому существует различные определения философии. С позиции диалектико-материалистической философии философия изучает в соотношение материи и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания и наиболее общие законы, и наиболее общие понятия, которые в ней называются категорией, развитие природы общества познания и мышления. Это прежде всего три основных закона. Закон единства борьбы и противоположности, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицаний. Её категория например, является мир в целом, бытие, материя, сознание, движение, развитие, количество, качество, мера, отрицание, истина, общественно историческая практика и т.д. Философия изучает и самого человека. Человек и мир, место человека в природе и обществе, возможности познания человека и мира и др.. Философия выполняет следующие основные функции: 1. мировоззренческую. Она является теоретической основой, фундаментом любого мировоззрения. 2. методологическую. Все её законы и категории являются всеобщими методами познания мира (Ex: для того, чтобы раскрывать противоречия, надо знать, что такое противоречия.). 3.аксиологическая. Она формирует общую теорию ценностей.( человек, природа, мир,) 4.диалектическую. Она учит глубоко, всесторонне именно диалектически мыслить. 5.практическую. Она является духовным орудием изменения и преобразования мира. Философия наиболее глубоко и всесторонне отражает дух той или иной эпохи. Предмет философии- не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определять точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:816
.

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.