Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Структура коммуникативного процесса

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Коммуникативный процесс представляет собой процесс передачи сообщения от отправителя к получателю. В межличностном процессе коммуникаций можно выделить шесть главных переменных: отправитель/кодировщик; сообщение; канал; получатель /декодировщик; восприятие; обратная связь.

К. Шеннон выделил три уровня проблем коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности.

Сообщение состоит из вербальных и невербальных символов, представляющих информацию, которую мы хотим передать. Типы данных, которые по отдельности или в любом сочетании могут содержать сообщения:факты,идеи,мнения,кредо,эмоции, мотивация.

Канал коммуникации-средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массо­вой коммуникации (пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью и прес­сой, рекламные агентства и др.) и межличностные каналы, то есть непосредственый личностный обмен сообщениями между источником и получателем информации.

Решение использовать письменный или устный канал может быть частично обусловлено ответами на следующие вопросы: Нужна ли немедленная обратная связь? Актуален ли вопрос о позитивном восприятии переданного послания? Есть ли необходимость в документировании коммуникации? Нужна ли детальная точность?

Вербальная коммуникацияв качестве знаковой системы использует речь – систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В основе невербальной коммуникациилежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы.

Получатель / Дешифровалыцик. Процесс перевода сообщения в мысль называется декодированием,и это — задача получателя. Одна из наиболее важных переменных в коммуникации — это восприятие,уникальное понимание сути вещей. Обратная связь— это реакция получателя на сообщение. Обратная связь может быть вербальной или невербальной; письменной или устной.

Эффект коммуникации - изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения. Спе­циалисты выделяют три основных типа результатов коммуникации: а) изменения в знаниях; б) изменение установок, то есть изменение относительно устойчи­вых представлений аудитории; в) изменение поведения получателя информации (осуществить покупку, принять участие в голосовании, изменить точку зрения, улучшить дисциплину труда и пр.).

2. Коммуникативная структура организации

Коммуникативная структура может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в группе происходит обмен информацией и мнениями. Любая структура или организация обладает внутренними и внешними коммуникативными потоками: внешние зада­ют ее отношения с общественностью, внутренние — с собственными со­трудниками

Внешний информационный поток — это информация, поступающая в фирму (предприятие, учреждение) извне и уходящая из фирмы вовне.

Канал коммуникации- специальный маршрут или технология, используемся для передачи сообщения получателю. Каналы коммуникаций в организации делятся на формальные и неформальные. Неформальные — это те, которые выходят за пределы организации и не совпадают с официально установленными. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. В организациях всегда существует некий баланс формальных и неформальных информационных потоков с превалированием то одного, то другого. В передовых фирмах неформальным контактам менеджеров с рядовыми членами коллектива придается исключительное значение.

Формальные каналы коммуникаций подразделяются на вертикальные и горизонтальные каналы коммуникаций. Вертикальные каналы коммуникаций в свою очередь подразделяются на нисходящие и восходящие каналы коммуникаций.

Неформальные каналы. Неформальные коммуникации связанны с неформальными группами и неслужебными вопро­сами, а также распространение слухов о служебных вопросах. Наличие неформальных малых групп имеет место в любой организации и любом коллективе. Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимо­действия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед ними задач вступают на основе предписаний и указаний руководи­теля в деловые контакты. Наряду с этим они вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

1) потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;

2) низкая эффективность отдельных элементов официальной системы.

3.Коммуникативные сети и их разновидности

В организациях, где занято более двух человек, коммуникативные каналы объединяются в коммуникативные сети.Коммуникационные сетисвязывают элементы управленческой структуры в единое целое, объединяют в себе фор­мальные и неформальные коммуникационные каналы, как дуб­лирующие, так и дополняющие друг друга. Выделяют три вида коммуникационных се­тей: открытые, замкнутые и комбинированные.

В открытых сетяхдви­жение информации может быть остановлено, пото­му что оно к элементу структуры управ­ления, находящемуся в конце канала, оно может также наткнуться на "посредника" или "контролера" (промежуточное звено в се­ти коммуникации), который по каким-то причинам этому движе­нию препятствует и которого нельзя минуть. (Сеть типа «Змея», сеть типа «Звезда», сеть типа «Шпора», сеть типа «Тент», сеть типа «Палатка»). В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. ( Сеть типа «Дом», сеть типа «Круг», сеть типа «Колесо»). Комби­нированныесети сочетают в себе оба принципа построения и при­сущи больше крупным многоуровневым организациям.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1470

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.