Оценочные показатели устойчивости
Устойчивость
Устойчивость- это способность автомобиля сохранять заданное направление движения при воздействии внешних сил, стремящихся отклонить его от этого направления, что может привести к заносу или опрокидыванию. В общем случае устойчивость - это способность системы, устройства, явления сохранять в рабочем состоянии свои параметры.
Различие между управляемостью и устойчивостью автомобиля состоит в том, что устойчивость автомобиля - это его способность двигаться по заданной траектории без воздействия водителя, а управляемость - при воздействии водителя. Различают продольную и поперечную устойчивости, а также устойчивости движения и положения. Устойчивость новых автомобилей сертифицируется по отечественным стандартам наряду с управляемостью. Для автомобилей продольная неустойчивость практически не встречается, за исключением движения автопоезда на крутом подъеме. Для мотоциклов, автопогрузчиков и т.п. короткобазных самоходных машин с относительно высоким расположением центра тяжести возможна продольная неустойчивость, например, резкое торможение на спуске может привести к опрокидыванию вперед. Для автомобилей обычно используют следующие показатели устойчивости:
1) критические скорости (или углы косогора), по боковому скольжению и боковому опрокидыванию;
2) критические скорости по курсовой устойчивости и автопоезда по вилянию прицепа.
Проходимость - это способность автомобиля двигаться по плохим дорогам и бездорожью, а также преодолевать препятствия. Проходимость делят на профильную и опорную. По проходимости автомобили обычно разделяют на три группы: ограниченной (дорожной или обычной проходимости и внедорожной проходимости - это карьерные самосвалы и т. п.), повышенной и, наконец, высокой проходимости. Проходимость не подлежит сертификации.
Оценка профильной проходимости по ГОСТ 22653-77
Профильную проходимость оценивают следующими единичными показателями (рис.6):
1) дорожный просвет Н1 (для грузовых автомобилей обычно от 160 до 270 мм при полной массе 27 т);
2) передний L6 и задний L9 свесы;
3) угол переднего γ2 и заднего γ3 свесов (γ2 ≥25° и γ3 ≥20° для дорожных автомобилей, γ2 = γ3 ≥30° для повышенной и ≥ 60о для высокой проходимости);
4) продольный радиус проходимости R5;

Рис. 6. К оценке профильной проходимости
5) наибольший угол преодолеваемого подъема (25% для одиночных дорожных автомобилей и 18% для автопоездов);
6) наибольший угол преодолеваемого косогора (обычно около 20°).
Кроме того, для автопоездов используют:
7) углы гибкости, вертикальный β (не менее ±20°) и горизонтальный α (не менее ±75°);
8) наибольший угол преодолеваемого подъема по условию отсутствия отрыва от дороги передних колес тягача.
Часто дополнительно используют еще и такие показатели:
9) поперечный радиус проходимости Rп;
10) угол перекоса мостов γ;
11) коэффициент совпадения следов передних и задних колес.
Для полноприводных автомобилей очень важными являются ширина рва, высота вертикальной стенки, глубина брода, которые может преодолеть автомобиль. Норм здесь нет, но высота стенки ≤ 0,15rс - для обычных грузовых автомобилей ≤ 0,5rс - для автомобилей с колесной формулой 4x4, ≤ rс - для автомобилей с колесной формулой 8x8, где rс - свободный радиус колеса. Однако автомобили 6x6 и 8x8, имеющие близко расположенные колеса, иногда способны преодолевать и более высокие стенки.
Ширина рва 0,67Dс для двух- и трехосных автомобилей, ≤l1+ 0,67Dc - для четырехосных автомобилей, где Dc - свободный диаметр колеса. l1 - база между первой и второй осями.
Глубина брода обычно составляет 0,25 м - для легковых автомобилей, 0,4 м - для грузовых, 0,8-1,2 м - для автомобилей повышенной проходимости. Автомобили высокой проходимости часто создают плавающими, имеющими специальный водяной движитель. |